Баннер: Правительство Республики Крым Баннер: Министерство культуры Республики Крым Баннер: Минкультуры России Баннер: Культура.РФ Баннер: «Культура. Гранты России» Баннер: Карта гостя Крыма и Севастополя Баннер: Памятные  даты  военной  истории  Отечества

Автор выставки заведующий научно-исследовательским отделом экспозиции Трутенко Ю.Е.

Живопись

Бакаев Сергей Иванович (1922 – 2010)

Живописец и график. Родился в Семипалатинске. С 1933 г. жил в Ялте. В 1940 г. мобилизован в Красную Армию, служил в мотопехоте в г. Слоним (ныне в Гродненской области Белоруссии). Участник Великой Отечественной войны. При отступлении попал в немецкий плен, бежал. С 1943 г. – партизан отряда имени Николая Островского, действовавшего в Слуцком районе Минской области в составе бригады им. Суворова. С 1944 г. и до демобилизации в 1946 г. – в действующей армии. Был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и др.

В 1947 – 1951 гг.  учился в Симферопольском художественном училище им. Н. Самокиша у В. Бернадского, Т. Кузнецова, М. Крошицкого. Экспонент художественных выставок с 1960 г. Член Союза художников Украины с 1961 г.  

После войны жил и работал в Ялте.
Заслуженный художник Республики Крым (с 1991 г.).
Мастер лирического, преимущественно крымского, пейзажа.

Произведения художника находятся в государственных и частных собраниях России, Украины, Белоруссии, Австрии. Выполненные им карандашные портреты партизан отрядов им. Островского, им. Рокоссовского, бригад им. Фрунзе и Суворова хранятся в Слуцком краеведческом музее. В Алупкинском музее-заповеднике находятся 14 работ С.И. Бакаева – 3 произведения живописи и 11 – графики.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ. 1984 г.
СМЕРТЬ ГЕРОЯ. 1984 г.

Картон, масло, 85 х 110 см.
Инв. № Ж-899

Картина навеяна воспоминаниями С.И. Бакаева  о его  деятельности в партизанском отряде имени      Н. А. Островского.  В тесной землянке над телом убитого командира  склонилась группа партизан. Их лица выражают скорбь и в то же время – решимость отомстить врагам за смерть героя.

_____________________________________________________________________________________

Бабенцов Виктор Владимирович (1921 – 2012)

Живописец. Родился в г. Верхнеднепровск (ныне в Днепропетровской области Украины). В 1938 – 1939 гг. учился в Днепропетровском художественном училище. Участник Великой Отечественной войны, служил в Пролетарской дивизии в Москве, имел боевые и государственные награды СССР. В 1946 – 1952 гг. учился в Киевском художественном институте. Член Союза художников Украины с 1956 г. С 1951 г. участвовал в республиканских и всесоюзных выставках, а также в зарубежных выставках в Японии (1974 – 1976), Финляндии (1977), Болгарии (1984).

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР.

Работал в жанрах тематической картины, портрета и пейзажа. Важное место в его творчестве занимала тема войны, которой он посвятил такие картины, как «Брестская крепость-герой», «На освобождённой земле. 1943 год», «Солдат. 1945 год» и другие работы.

Жил и работал в Киеве.

НА САПУН-ГОРЕ. 1983 г.

Холст, масло, 93х124,5 см
Инв. № Ж-664

Сапун-гора – небольшая возвышенность и важная стратегическая точка при въезде в Севастополь – навсегда вошла в народную память благодаря беспримерному героизму защитников и освободителей города-героя. Картина выполнена в импрессионистической манере. Верхнюю часть композиции занимает ярко-голубое небо со свинцово-серыми тучами и проблесками солнечного света. Холодный колорит холмов на дальнем плане плавно перетекает в тёплые тона цветущих жёлтых и красноватых кустарников на переднем.  В центре композиции, на переднем плане художник изобразил стену немецкого укрепления, взятого штурмом 9 мая 1944 г.  На стене цветут  алые маки – символ крови, пролитой советскими воинами за мирную жизнь и благополучие будущих поколений.

_____________________________________________________________________________________

Брусенцов Геннадий Яковлевич (1927 – 2006)

Живописец. Родился в г. Орле. С 1935 г., после смерти отца, вместе с матерью переехал в Ленинград, где, по собственным воспоминаниям, «имея склонность к рисованию, занимался в Доме пионера и школьника, в студии юных художников». В 1941 г., завод, на котором работала мать Брусенцова, был эвакуирован в Казань, где будущий художник поступил на тот же завод учеником сборщика-механика. В 1942 г. вступил в комсомол, занимался в стрелковой секции, не забывая занятий живописью и рисованием. В 1945 г. вернулся в Ленинград. В 1945 – 1953 гг. учился в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на факультете монументально-декоративной живописи у П. Сидорова, Г. Павловского, А. Казанцева. Дипломная работа – картина-панно «Основание Петербурга» (1953) – была размещена в Ленинградском доме архитекторов. В 1953 г. уехал по распределению в Туркменистан и в течение шестнадцати лет преподавал в Ашхабадском художественном училище, внеся заметный вклад в становление туркменской художественной школы. В 1954 г. был принят в Союз художников СССР и с тех пор активно участвовал в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.  С 1969 г. –  главный художник Севастопольских художественно-производственных мастерских Художественного фонда УССР.

Избирался членом правления союзов художников Туркменской ССР, Украинской ССР, областного правления Крымской организации Союза художников, председателем Севастопольского оргбюро Союза художников.

Заслуженный художник УССР.

Героями картин Г.Я. Брусенцова становились как знаменитые, прославившие страну боевыми и трудовыми подвигами, современники (Герои Советского Союза и Социалистического Труда, деятели искусства, спортсмены), так и простые труженики – нефтяники, хлеборобы, рыбаки, моряки, строители.

В последние годы жизни создал большое количество иконописных работ, активно участвовал в работе по воссозданию Свято-Никольского храма-памятника на Братском кладбище Севастополя, в оформлении алтарной части и фасада часовни Святого Георгия на Сапун-горе.

Работы Г. Я. Брусенцова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее искусств народов Востока.

ПОРТРЕТ УЧАСТНИКА ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ В.И. ПРОЦЕНКО. 1971 г.
ПОРТРЕТ УЧАСТНИКА ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ В.И. ПРОЦЕНКО. 1971 г.

Холст, масло, 65 х 70 см
Инв. № Ж-640

Высокий пафос исполнения присущ «Портрету В.И. Проценко».  В. И. Проценко ― кадровый военный, моряк, участвовал во многих боевых операциях на Черном море при обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска.

_____________________________________________________________________________________

     Бут Николай Яковлевич (1928 – 1989)

Живописец. Родился на хуторе Погожа Криница (ныне Роменского района Сумской области Украины). В 1934 г. семья вместе с Николаем переехала в Таганрог, где их и застала немецко-фашистская оккупация. Рисовать начал с 13 – 14 лет, испытывая особую тягу к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров, в 1945 – 1949 гг. учился в Ростовском художественном училище, где создал триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией». Продолжил обучение в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1949 – 1953 гг., мастерская профессора В.П. Малькова), затем – в Харьковском художественном институте, который окончил в 1957 г. В Харькове его педагогами были А.А. Кокель и Л.И. Чернов, приобщившие художника к лучшим традициям русского батального жанра. Дипломная работа (огромное полотно, посвящённое защитникам Брестской крепости) было представлено на выставке «40 лет Вооружённых Сил СССР», где получило высокую оценку специалистов, а его автора пригласили в Студию военных художников им. М. Б. Грекова, в которой он трудился с 1958 года до конца жизни.

С 1959 по 1982 г. Н.Я. Бут работал над первой советской панорамой «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» (Волгоград), наряду с такими видными художниками-баталистами, как   В.К.  Дмитриевский, П.И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г.И. Марченко, М.И. Самсонов, Ф.И. Усыпенко. В 1982 г., по окончании работ, был награждён Почётной медалью Советского фонда мира (1982).

С 1948 г. Н.Я. Бут – участник более ста республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. С 1964 г. – член Союза художников СССР. В 1968 г. удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР» и награждён золотой медалью имени М.Б. Грекова за участие в восстановлении панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва». В 1972 – 1975 гг. в соавторстве с               Н. Овечкиным работал над диорамой «Битва за Днепр» (Днепропетровск), удостоенной в 1979 г. Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко. В 1975 г. награждён орденом «Знак Почёта» и дипломом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота», в 1976 г. получил золотую медаль Академии  художеств СССР.

С 1978 г. Н.Я. Бут – главный художник Студии им. Грекова. В 1980 г. получил звание Народного художника РСФСР.   В 1982 г. удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР» за цикл произведений «Земля и люди Чечено-Ингушетии», представленный на одноимённой персональной выставке в г. Грозном. С 1983 по 1987 г. руководил коллективом художников, создававших диораму «Огненная дуга» (Белгород) – последнее монументальное произведение советской батальной живописи.

Особую привязанность Николай Яковлевич испытывал к Керчи. Впервые посетив этот город в 1960 г., он спустился в Аджимушкайские каменоломни, хорошо сохранившие «бесчеловечные следы войны». С тех пор подвиги и страдания героев Аджимушкая стали центральной темой творчества художника. «Я сам её выбрал и не могу от неё отойти», ― говорил он.  Н.Я. Бут ежегодно приезжал в Керчь, где общался с очевидцами событий, старожилами Аджимушкая, изучал документы и воспоминания участников борьбы и самозабвенно трудился над полотнами. С 1960 по 1967 г. он создал около 200 работ (самостоятельные произведения, этюды, рисунки, наброски), 29 картин составили цикл «Аджимушкай. 1942 год», который с 1967 г. с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске. В 1968 г.  цикл «Аджимушкай. 1942 год» обрёл постоянную «прописку» в Керчи            (с 1985 г. – в здании Картинной галереи). Вот уже более пятидесяти лет эти полотна неизменно притягивают в Керчь миллионы посетителей из России, постсоветских стран и дальнего зарубежья, волнуя и заставляя вновь пережить те страшные и героические события. Над аджимушкайской темой Николай Яковлевич продолжал работать вплоть до своей безвременной кончины, последовавшей в 1989 г. Незадолго до смерти он был удостоен звания Почётного гражданина Керчи.

В декабре 1975 г. Алупкинский дворец-музей купил у Н.Я. Бута четыре его работы, посвящённые Аджимушкаю.

В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ АДЖИМУШКАЯ. 1970 г.
В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ АДЖИМУШКАЯ. 1970 г.

Холст, масло, 80 х 100 см
Инв. № Ж-542

Аджимушкайские каменоломни – искусственные  подземные пещеры в районе посёлка Аджимушкай (ныне в черте г. Керчи). Во время первой немецко-фашистской оккупации города (16 ноября – 30 декабря 1941 г.) в них действовал партизанский отряд им. Ленина под командованием М. А. Майорова. Во время второй оккупации, со второй половины мая до октября 1942 г. в Аджимушкайских каменоломнях героически оборонялась не успевшая эвакуироваться часть войск Крымского фронта (свыше 10 тысяч человек) и укрывались местные жители (до 5 тысяч человек). Сто семьдесят дней, без солнечного света, в холоде, сырости и грязи, почти без воды и продовольствия длилась беспримерная борьба подземных гарнизонов: Центральных каменоломен под командованием полковника П. М. Ягунова и Малых каменоломен ― под командованием подполковника А.С. Ермакова и старшего лейтенанта М. Г. Поважного. Гитлеровцы взрывали входы и выходы из подземелий, делали перед ними завалы, обносили их колючей проволокой, бомбили, нагнетали компрессорами тяжёлый удушающий газ. Во время газовой атаки 24 мая 1942 г. погибло несколько тысяч человек. Защитники каменоломен, задыхаясь от газа, умирали, но в плен не сдавались. Когда нацисты предприняли последний штурм, оставшаяся в живых горстка обессиленных бойцов была вынуждена подняться наверх. Часть из них была расстреляна гитлеровцами, немногие были взяты в плен. Но пламя сопротивления в каменоломнях не угасло: осенью 1943 г. в них действовали партизанские отряды «Красный Сталинград» (командир             К.И. Моисеев) и им. И.В. Сталина (командир П.И. Шерстюк). В ноябре 1943 г. район Аджимушкайских каменоломен был освобождён частями 56-й армии. Вместе с бойцами находился и поэт Илья Сельвинский. Там, под землёй, родилось его знаменитое стихотворение «Аджимушкай», где есть такие строки:

        Кто всхлипывает тут?
       Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством.
Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая.

В мае 1966 г. открыт подземный музей «Героическая оборона Аджимушкайских каменоломен» (ныне в составе Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника), где о героизме и подвигах аджимушкайцев говорят оставленные ими на стенах надпись об их твёрдой воле и решимости бороться с врагом до последней капли крови. С основателем музея – С.М. Щербаком – Н.Я. Бута В мае 1982 г. возведён мемориал по проекту киевских скульпторов  Б. Е. Климушко и Е.Е. Горбаня и архитектора С.Н. Миргородского.

СТАРЫЙ СОЛДАТ В КАСКЕ. 1962 г.
СТАРЫЙ СОЛДАТ В КАСКЕ. 1962 г.

Холст, масло, 50х35 см
Инв. № Ж-543

ЭТЮД ГОЛОВЫ СОЛДАТА К КАРТИНЕ «КЛЯТВА». 1963 г.
ЭТЮД ГОЛОВЫ СОЛДАТА К КАРТИНЕ «КЛЯТВА». 1963 г.

Картон, масло, 50х35 см
Инв. № Ж-544

СОЛДАТ. Этюд к картине «Клятва»
СОЛДАТ. Этюд к картине «Клятва»

Картон, масло, 35 х 50 см
Инв. № Ж-545

Хранящееся в Керченской картинной галерее полотно «Клятва» (1965 – 1978) представляет панораму каменоломен, где плотными рядами стоят бойцы у братской могилы своих однополчан, клянясь отомстить врагу за смерть товарищей. В этой картине Н. Я. Буту удалось выразить саму суть мощи подземного гарнизона – высокий моральный дух бойцов, их нерушимую готовность пойти на смерть ради спасения Отечества.

_____________________________________________________________________________________

    Столяренко Петр Кузьмич (1925 – 2018)

Живописец, график. Родился в селе Капканы (ныне микрорайон Керчи). В 1936 г.  занимался в художественной студии К.Ф. Богаевского в Феодосии. Участник Великой Отечественной войны. Был связным в партизанском отряде, с 1944 г. – в Красной Армии, служил в зенитно-артиллерийском полку. В 1945 – 1947 гг. обучался в школе-студии при картинной галерее им. И.К. Айвазовского под руководством Н. С. Барсамова, в 1947 – 1948 гг. – Симферопольском художественном училище им. Н.С. Самокиша. За картину «Атака торпедных катеров» (1948), представленную на выставке в честь 30-летия Вооружённых Сил СССР, был принят в число кандидатов в члены Союза художников СССР (член Союза с 1953 г). С 1950 г. – участник творческих слётов советских художников-маринистов. В 1965 г. в Киеве состоялась первая персональная выставка художника, имевшая большой успех.

В 1969 ― 1990 гг. и с 1995 г.  жил и работал в Ялте, в 1990 – 1995 гг. – в Париже.
Народный художник УССР (1985).
В 2010 году был удостоен золотой медали «За вклад в мировую культуру» международного фонда «Культурное достояние» (Россия).

Произведения художника хранятся в музеях России и Украины, а также в многочисленных отечественных и зарубежных частных собраниях.

Заявив о себе в начале карьеры как о баталисте и маринисте, Петр Кузьмич отдавал впоследствии предпочтение жанрам пейзажа и натюрморта, однако не забывал и о своём опыте партизана и солдата Великой Отечественной войны.  Свидетельством этому служат три его произведения из собрания Алупкинского музея-заповедника. Участник освобождения родной Керчи в апреле 1944 года, он часто бывал на местах былых сражений и, по его собственному признанию, старался писать то, что видел сам. События войны прошли через самое сердце художника, и это обстоятельство придаёт его работам особенную жизненную достоверность и эмоциональную пронзительность.

«ШЛИ СОЛДАТЫ…» (эскиз к одноимённой картине). 1980 г.
«ШЛИ СОЛДАТЫ…» (эскиз к одноимённой картине). 1980 г.

Картон, масло, 85 х 110 см
Инв. № Ж-676

Эскиз был приобретён музеем у П.К. Столяренко в 1985 г. Он выполнен в лучших традициях русской реалистической школы живописи. На переднем плане, на фоне горящего немецкого танка и могилы убитого товарища, по просёлочной дороге освобождённого от гитлеровцев села идут пятеро бойцов Красной Армии ― измождённых, но счастливых своей победой. Позади, слева от разрушенной глинобитной хаты, шагает ещё одна, более многочисленная группа солдат-освободителей.

НА МИТРИДАТЕ. 10 апреля 1944 г. (этюд к картине «Скоро вернёмся»)
НА МИТРИДАТЕ. 10 апреля 1944 г. (этюд к картине «Скоро вернёмся»)

Картон, масло, 49,8 х 35
Инв. № Ж-869

РАЗВАЛИНЫ МУЗЕЯ НА МИТРИДАТЕ. Май 1945 г. (этюд к картине «Скоро вернёмся»)
РАЗВАЛИНЫ МУЗЕЯ НА МИТРИДАТЕ. Май 1945 г. (этюд к картине «Скоро вернёмся»)

Картон, масло, 28,8 х47 см
Инв. № Ж-868

Оба натурных этюда были приобретены Алупкинским дворцом-музеем у автора в апреле 1989 г. Они  выполнены плотными пастозными мазками, маслом на картоне. На них изображено одно и то же место – разрушенный в годы Великой Отечественной войны Керченский музей древностей, располагавшийся на горе Митридат. На первом этюде мы видим советских воинов, только что вошедших в освобождённую Керчь 10 апреля 1944 г. и устроивших привал у портика старинного здания. Второй этюд изображает то же здание год спустя ― на фоне светлого, слегка подёрнутого облачками неба и лазурной глади Керченского пролива. Сочетание насыщенных холодных и тёплых тонов создаёт южный колорит – ощущение весны, радости, Победы.

_______________________________________________________________________

Графика

        Касиян Василий Ильич (1896 – 1976)

График, искусствовед. Родился в  селе Микулинцы Станиславского повета Королевства Галиции и Лодомерии (ныне в черте г. Снятына Ивано-Франковской области Украины) в многодетной крестьянской семье. С детства проявил талант художника. Окончил Коломыйскую гимназию. В рядах австро-венгерской армии участвовал в Первой мировой войне. С 1920 по 1926 гг. учился в Пражской академии изящных искусств под руководством профессора и ректора академии, одного из выдающихся графиков ХХ в. Макса Швабинского. За годы учёбы в совершенстве овладел различными техниками рисунка и гравюры, в том числе ксилографией, линогравюрой и офортом. Давно симпатизируя идеям коммунизма, В.И. Касиян в 1923 г. принял советское гражданство, в 1927 г. переехал в Киев, где сразу же стал профессором художественного института. В 1930 – 1942 гг. жил и работал в Харькове, где преподавал в художественном институте и принял участие в организации Украинского полиграфического института.

С начала Великой Отечественной войны В.И. Касиян – член штаба «агитокон», еженедельно выпускавшихся Домом Красной Армии в Харькове. В конце января 1942 г. вместе с сотрудниками Киевского и Харьковского художественных институтов был эвакуирован в станицу Талгар близ Алма-Аты, а оттуда – в Самарканд. В эвакуации ярко проявился его талант художника-плакатиста. В 1944 г. Касиян был удостоен звания Народного художника СССР.

Гравюры Касияна на историко-революционные и производственные темы, плакаты, а также рисунки и иллюстрации к произведениям классиков украинской и русской литературы отмечены экспрессией штриха, романтической приподнятостью образов. В послевоенный период художник работает над образом современного рабочего человека (цикл «Киевские метростроевцы», 1960, и др. произведения).

После войны Василий Ильич вернулся в Киев, где продолжил преподавательскую деятельность в художественном институте, став основателем целой художественной школы украинской графики. Также он заведовал отделом изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Т. Рыльского АН УССР, дважды (в 1944 и 1962 – 1968 гг.) избирался председателем правления Союза художников Украины.

С 1947 г. В.И. Касиян – действительный член Академии художеств СССР. Был награждён орденом Трудового Красного знамени (1946), орденом «Знак Почёта» (1960), тремя орденами Ленина (1966, 1971, 1974), в 1974 г. получил звание Героя Социалистического труда. Дважды (в 1964 и 1971 гг.) удостаивался Государственной премии УССР им. Т. Г.  Шевченко.

СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! (плакат). 1947 г.
СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! (плакат). 1947 г.

Бумага, офорт, 49 х 36,5 см
Инв. № Гр/c-85

В центре композиции – белокурая   девушка в национальной одежде, олицетворяющая Украину Обернувшись лицом назад, она призывает бойцов отомстить врагам за поруганное Отечество.

ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ. 1949 г.
ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ. 1949 г.

Бумага, офорт, 43 х 63 см
Инв. № Гр/c-203

Офорт «За колючей проволокой» (1949) с большой художественной убедительностью показывает страдания советских военнопленных в гитлеровском концлагере. Среди несчастных угрюмых узников, толпящихся на снегу и одетых в шинели с оборванными подолами, на переднем плане слева выделяется фигура молодого человека в шапке-ушанке, сидящего на лохмотьях правым профилем к зрителю. Подперев рукой голову, он задумчиво смотрит перед собой.  О чём он думает? О своей несчастной доле? О своей семье, оставшейся на Родине, где военнопленных «не жалуют»? О судьбе своего народа? – право ответить на этот вопрос художник предоставляет зрителю.

________________________________________________________________________________

Дайц Иосиф Абрамович (1897 – 1954)

График. Родился в г. Геническ Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне в Херсонской области Украины). Учился в рисовальной школе в Вильно (1912) и Харьковском художественном институте (1921 – 1929) у И. Падалки и А. Маренкова. С 1926 г. сотрудничал в журналах «Безвiрник» («Безбожник»), «Жовтень» («Октябрь»), «Червонi квiти» («Красные цветы») и др. Работал в техниках карандашного рисунка, офорта, литографии. С 1935 г. – преподаватель, с 1947 г. – профессор Харьковского художественного института. Основные работы: иллюстрации к произведениям Х. К. Андерсена, А. Барбюса, украинских писателей, станковые листы – «Смерть Тараса Шевченко» (1935), «В ночь на 9 мая» (1945), плакаты («Их дом сожгла орда врагов» и др.). 

Работы И. А. Дайца хранятся в Национальном художественном музее Украины (Киев), Харьковском художественном музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и в других государственных и частных собраниях Украины и России.

В Алупкинском музее-заповеднике находятся пять офортов художника, в том числе четыре замечательных листа из серии «Восстановление» (1947 г.), посвящённые восстановлению народного хозяйства Донбасса после освобождения от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 г.

В РУИНАХ (из серии «Восстановление»). 1947 г.
В РУИНАХ (из серии «Восстановление»). 1947 г.

Бумага, офорт, 25х18,5 см
Инв. № Гр/c-16

Изображён разрушенный цех металлургического завода – яркое последствие «хозяйствования» гитлеровцев на оккупированных землях. Среди руин цеха, в которых уже успела вырасти высокая трава, беседуют о чём-то переживший оккупацию старик-рабочий и командир Красной Армии. Чуть поодаль от них стоит солдат в летней походной форме.

________________________________________________________________________________

Гноевой Николай Иванович (1915 – 1995)

График. Учился в Харьковском художественном техникуме (1932 – 1938) и в Харьковском художественном институте (1938 – 1941, 1945 – 1947) у П.А. Кокеля, И.А. Дайца и В.И. Касияна. В марте 1943 г., когда Харьков был во второй раз оккупирован гитлеровцами, художник ушёл на фронт вместе с Красной Армией, воевал под Орлом, в Белоруссии, в Восточной Пруссии.  После демобилизации в 1945 г. вернулся в Харьков, где завершил обучение в институте, затем преподавал в художественном училище. С 1947 г. – участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Свой горький солдатский опыт Николай Иванович отразил в  своей дипломной работе ― серии  небольших гравюр «Воспоминания» (1947), четыре листа которой хранятся в Алупкинском музее-заповеднике. Они отличаются чрезвычайной содержательностью, правдивостью, эмоциональной пронзительностью, а подчас и драматизмом.

ЛОЖНАЯ ОГНЕВАЯ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.
ЛОЖНАЯ ОГНЕВАЯ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.

Бумага, офорт, акватинта, 15х26 см
Инв. № Гр/c-17

На заснеженном поле, освещённом лишь слабым сиянием полумесяца на ночном небе, слева стоит сложенная из брёвен «пушка». Это и есть та самая «ложная огневая позиция», которая должна отвлечь внимание врага от истинного расположение огневых точек советских войск. Чуть правее и ниже её – боец с винтовкой на плече и ящиком боеприпасов на спине, а справа – группа солдат, тащащих по полю в гору орудие на настоящую огневую позицию.

НА НОВУЮ ПОЗИЦИЮ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.
НА НОВУЮ ПОЗИЦИЮ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.

Бумага, офорт, акватинта, 26 х 18 см
Инв. № Гр/c-10

Продолжением предыдущего сюжета является  лист «На новую позицию», изображающий быстрое перемещение  советских  пехотинцев и артиллерии.

МСТИТЕЛИ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.
МСТИТЕЛИ (из серии «Воспоминания»). 1947 г.

Бумага, офорт, акватинта, мягкий лак, лист 29х41,6 см, изображение 20,5 х 29 см
Инв. № Гр/c-49

Из всех гравюр серии наибольшей художественной выразительностью отличается лист «Мстители». 

Советские автоматчики входят в подожжённое отступающими немцами село. Рядом с передним бойцом идёт босая женщина в длинной белой рубашке, указывая протянутой рукой туда, откуда ведёт огонь враг. В лице этой женщины – одновременно и скорбь, и ненависть, и призыв к мести нацистам.

ФРОНТОВАЯ ВЕСНА (из серии «Воспоминания»). 1947 г.
ФРОНТОВАЯ ВЕСНА (из серии «Воспоминания»). 1947 г.

Бумага, офорт, акватинта, лист 20,5 х 29 см, оттиск 17,9 х 26,5 см
Инв. № Гр/c-48

В образах советских бойцов, вспахивающих с помощью лошадей поле на склоне горы, и идущей им навстречу, рядом с запряжённой в борону коровой, крестьянки, художник воплотил извечное стремление человека к мирному труду на родной земле.

_____________________________________________________________________________________

Парчевский Всеволод Владимирович (1914 – 1975)

График и живописец. Родился и умер в Харькове. В 1937 г., окончил Харьковский художественный техникум (1934 – 1937), продолжил обучение в Киевском художественном институте (1937 – 1940), откуда в 1940 г. перевёлся на живописный факультет Харьковского художественного института. В том же году был призван в школу санинструкторов Красной Армии в Смоленске, где 22 июня 1941 г.  его застала война. В Смоленске курсант Парчевский рыл траншеи и блиндажи, нёс караульную службу и боролся с мелкими десантными группами гитлеровцев. В одну из ночей, охраняя склад с медикаментами, он чуть не погиб от немецкой бомбы. Затем были Ельня, Сталинград, освобождение родного Харькова, форсирование Днепра, боевые действия в Румынии и Венгрии. Войну закончил в Чехословакии в звании гвардии старшины,  был награждён медалями «За оборону Сталинграда» (1942), «За победу над Германией» (1945), двумя медалями «За боевые заслуги» (1943). В 1945 г., после демобилизации, вернулся в Харьковский художественный институт, где учился у В.Ф. Мироненко, М.Г. Дерегуса и А.П. Любимского, под руководством которого исполнил свою дипломную работу – крупноформатное полотно «Защитники Сталинграда» (1950, Национальный художественный музей Украины). Теме Великой Отечественной войны посвящены также картины «Освобождение Харьковского завода», «Форсирование Дуная», серии автолитографий «По дорогам войны. Сталинград» (1953 – 1954), «Будапешт» (1953 – 1957), «Соколовцы» (1960), «Год 1941-й» (1965).

С 1959 г. В.В. Парчевский – член Союза художников СССР. В конце 1960-х гг. обратился к монументальной живописи. В соавторстве с И.Я. Эфроимсоном и В.Л. Мокржицким исполнил панно- диорамы: «Бой под Соколово» (1967, музей Боевого братства в с. Соколово Харьковской области), «Корсунь-Шевченковская битва» (1969, музей истории Корсунь-Шевченковской битвы, г. Корсунь-Шевченковский) и «Поджог биржи труда в Краснодоне» (1970, музей «Молодой гвардии», г. Краснодон).  В 1969 г., за диораму «Бой под Соколово», посвящённую подвигу солдат чехословацкого батальона под командованием Л. Свободы и О. Яроша, чехословацкое общество международных отношений наградило художника серебряной медалью.

С 1954 г. В.В. Парчевский – экспонент республиканских и всесоюзных, а также зарубежных (Варшава, 1956) выставок. Первая и единственная прижизненная выставка художника состоялась в Харькове в 1974 г.

В собрании Алупкинского музея-заповедника хранятся 12 автолитографий В.В. Парчевского, в том числе шесть листов серии «По дорогам войны. Сталинград». В них художник воплотил свои воспоминания о  грандиозной и жесточайшей Сталинградской битве, длившейся больше полугода (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.)  и определившей коренной перелом в войне. Страдания жителей города-героя на Волге, героизм и самоотверженность его защитников переданы им с пронзительной достоверностью.

ТАНКИ СПРАВА (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1953 г.
ТАНКИ СПРАВА (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1953 г.

Бумага, цветная автолитография, 44,5х35,5 см
Инв. № Гр/c-136

На автолитографии изображён один из эпизодов начального, оборонительного этапа Сталинградской битвы. Основное внимание художник уделяет психологической характеристике отважных советских бойцов, отчаянно обороняющих свои боевые позиции.

СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ! (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.
СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ! (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.

Бумага, цветная автолитография, 31,5 х 43,6 см (оттиск); 42,3 х 55,4 см (лист)
Инв. № Гр/c-160

«Стоять насмерть!» ― эти два слова, пожалуй, были главными в сознании защитников Сталинграда.  Практическое выполнение этого лозунга-приказа показано художником на примере пожилого солдата, стреляющего из автомата через пролом в развороченной взрывом стене. Рядом лежит ничком убитый товарищ, крепко сжавший в руке пулемётный диск.

СТАЛИНГРАДЦЫ (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.
СТАЛИНГРАДЦЫ (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.

Бумага, цветная автолитография, 31,7 х48,2 см
Инв. № Гр/c-141

Героями этой автолитографии стали три артиллериста – экипаж противотанковой пушки, поражающий с помощью своего орудия и гранат вражеские танки – главную надежду гитлеровцев в войне.

ЗА ВОЛГУ (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.
ЗА ВОЛГУ (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.

Бумага,  автолитография,  31,5 х 45,5 см
Инв. № Гр/c-144

На листе изображена эвакуация раненых из Сталинграда в тыл – на противоположный берег Волги. Эвакуация была делом очень опасным: лодки и катера,  на которых перемещались раненые и медицинский персонал, подвергались бомбардировкам гитлеровской авиации.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 ГОДА (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 ГОДА (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1954 г.

Бумага, цветная автолитография, 30,7 х 43,3 см
Инв. № Гр/c-140

Артиллерийское наступление – тактический приём советских войск, впервые применённый в Сталинградской битве. Именно с него 19 ноября 1942 года началось контрнаступление под Сталинградом, завершившееся 2 февраля 1943 г. разгромом крупнейшей группировки немецко-фашистских войск во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом. Тактика артиллерийского наступления была сформулирована во 2-й директиве ставки Верховного Главнокомандования от 10 ноября 1942 г.: «Артиллерийское наступление заключается в непрерывной поддержке пехоты массированным действительным огнём артиллерии и миномётов в течение всего периода наступления. Артиллерийский и миномётный огонь должен вести за собой пехоту и танки в атаку от одного объекта обороны к другому».

«ЭХ, ДОРОГИ…» (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1953 г.
«ЭХ, ДОРОГИ…» (из серии «По дорогам войны. Сталинград»). 1953 г.

Бумага, цветная автолитография,27,5х44,2  см (оттиск); 37х54,2  см (лист)
Инв. № Гр/c-142

Мягким лиризмом отмечена автолитография «Эх, дороги…», вызывающая ассоциации с одноимённой популярной песней военных лет. Через степь, по широкой просёлочной дороге с глубокими колеями, заполненными вешней водой, медленно, утопая в грязи, едут вдаль грузовики-полуторки с солдатами и прицепленными сзади орудиями. Верхнюю часть композиции занимает высокое небо с редкими тучами. Тяжек и долог путь к победе, но солнце, бледно-жёлтые лучи которого пробиваются из-за туч, внушает зрителю уверенность в неизбежности поражения сил зла.

_____________________________________________________________________________________

Тарасенко Александр Петрович (1918 – 1994)

График. Родился в с. Краснополье Сумской области. С детства проявил незаурядный талант рисовальщика, однако вначале решил связать себя с профессией моряка, а не художника. В 1936 г. поступил в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, однако во время Великой Отечественной войны ему, краснофлотцу, довелось побывать пехотинцем. Будучи автоматчиком 722-го стрелкового полка 206-й стрелковой Краснознамённой Корсунь-Шевченковской дивизии, Тарасенко в 1943 – 1944 гг. участвовал в битве на Курской дуге, а затем в боях за освобождение Украины. Дошёл до Румынии, где под Яссами был тяжело ранен и контужен. За мужество и героизм Александр Петрович был награждён орденом Красной Звезды и семью медалями. Ещё в училище он  становится активным членом редколлегии, рисует портреты своих однокурсников, выполняет оформительские работы. Талант художника пригодился ему во время войны: по заданию командования он делает зарисовки плацдармов к оперативным сводкам.

После демобилизации А.П. Тарасенко три года (1950 – 1953) занимается в художественной студии при Сумском областном доме народного творчества, пишет пейзажи, портреты, тематические картины («П.И. Чайковский в Нивах», 1951), успешно выступает на выставках самодеятельных художников. В 1953 – 1960 гг. учится на графическом факультете Харьковского художественного института у профессора В.Ф. Мироненко. В институте Тарасенко постиг все секреты техники гравюры и акварельного письма. Его дипломной работой (1960) стала серия гравюр, посвящённых Харькову, которую он продолжал и в последующие годы. Она принесла ему успех на выставках, постоянным участником которых он становится в том же 1960 г. 

С 1962 г. А. П. Тарасенко – член Союза художников СССР. В 1969 г. по состоянию здоровья переезжает в Ялту, где заведует мастерскими Художественного фонда.

В 1984 г. в Алупкинском дворце-музее состоялась персональная выставка А.П. Тарасенко, на которой, в числе других его работ, была представлена и серия линогравюр «Бои за Тарасову землю» (1975 – 1983).  В ней художник воскресил события, в которых участвовал лично – кровопролитные сражения за Киев и Канев – родину высокочтимого художником Тараса Шевченко.   Созданию серии предшествовали его поездки по местам былых боёв и встречи с оставшимися в живых однополчанами.  В 1995 г. вдова художника подарила Алупкинскому музею-заповеднику четыре листа серии. Эти гравюры, отличаются не только виртуозной техникой исполнения, но и подкупающей, документальной достоверностью.

ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА БАТАЛЬОНОМ КАПИТАНА С. МУРЗЫ 722 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 23 СЕНТЯБРЯ 1943 г.
ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА БАТАЛЬОНОМ КАПИТАНА С. МУРЗЫ 722 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 23 СЕНТЯБРЯ 1943 г.

Бумага, цветная линогравюра, 38 х 50 см
Инв. № Гр/c-672

Из выступления А.П. Тарасенко на выставке 1984 г.:
«В ночь на 23 сентября первым из 206-й стрелковой дивизии форсировал Днепр 1-й батальон 722-го стрелкового полка капитана Мурзы Семёна Степановича. С помощью местных жителей села Келеберда было собрано около десяти рыбачьих лодок. Бойцы разместились в лодках. Местный житель дед Кирилл (так его звали) был проводником. Сначала доплыли к острову Круглик, который был небольшой по размерам, но густо поросший кустарником, лозняком и вербами. На вторую ночь дед Кирилл показал брод в старом русле Днепра, и батальон скрытно форсировал последний водный рубеж и сосредоточился в Холодном Яру. Слева от Яра село Пекари, а справа – первая высота Княжа гора. Эта высота справа («Княжа гора») была укреплена противником. И только решительное действие бойцов под командованием капитана Мурзы С.С. и немаловажный фактор – внезапность – дали возможность без больших потерь овладеть высотой, выбив противника с его позиций. Таким образом был захвачен плацдарм 206-й стрелковой дивизии.

С каждым днём бои нарастали и были ожесточёнными. За этот подвиг комбат Мурза С.С. был удостоен звания Героя Советского Союза. Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен командир роты Савченков. В картине он стоит в лодке с поднятой рукой. На дальней лодке у пулемёта Захарченко, он отважно сражался и со своего «максима» скосил более 300 гитлеровцев. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза».

ГЕРОИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ АТАК ФАШИСТОВ ВОИНАМИ 748 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ НА ВЫСОТЕ 225 ВБЛИЗИ МОГИЛЫ Т.Г. ШЕВЧЕНКО. (КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ 1943 Г.).1979 г.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ АТАК ФАШИСТОВ ВОИНАМИ 748 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ НА ВЫСОТЕ 225 ВБЛИЗИ МОГИЛЫ Т.Г. ШЕВЧЕНКО. (КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ 1943 Г.).1979 г.

Бумага, цветная линогравюра, 41 х 58 см
Инв. № Гр/c-671

Из выступления А.П. Тарасенко на выставке 1984 г.:
«В данной композиции запечатлён момент, когда 748-й стрелковый полк несколько суток вёл неравный бой с полчищами фашистов. Из полка оставалось всего 12 человек. Противник всё время атаковал превосходящими силами: пускал танки, за танками пехоту, обстрел из пушек и миномётов. Как свидетельствует комбат капитан Козырев П.Г., атаки противника отбивали из поля, а то вдруг из левого фланга с глубокого яра выскакивает около батальона фашистов-эсесовцев в чёрной форме, поливают из автоматов. Но тут им дал «прикурить» командир полка Л. М. Дудка. Он сам стал за пулемёт и скосил до единого фашиста.

На сегодняшний день из этих двенадцати человек осталось в живых только двое. Герой Советского Союза П. Г. Козырев (он на первом плане слева бросает гранату) и бывшая медсестра Оксана Павловна Пащенко.

Закрепившись на этой высоте, плацдарм был сдан прибывшей 93-й стрелковой дивизии».

БОЙ У ДУБА (БОЙ ЗА БУКРИНСКИЙ ПЛАЦДАРМ). 1978 г.
БОЙ У ДУБА (БОЙ ЗА БУКРИНСКИЙ ПЛАЦДАРМ). 1978 г.

Бумага, цветная линогравюра, 40 х 55 см
Инв. № Гр/c-669

Здесь запечатлён личный подвиг Тарасенко и его товарища по оружию, узбека Э. Карабаева,  уничтоживших важную огневую точку немцев на одной из высот на правом берегу Днепра в конце октября 1943 года. На фоне ночного неба, освещённого оранжевыми всполохами от ракет, изображён могучий вековой дуб. На переднем плане справа, под свалившимся от взрыва деревом, сидит автоматчик (это сам Тарасенко), а слева лежит один из его товарищей, убитый вражеским снарядом.  Выше из-за косогора поднимается Карабаев, готовый метнуть связку гранат, чтобы уничтожить немецкого автоматчика, засевшего на высоте.

ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКА НА МОГИЛУ Т.Г. ШЕВЧЕНКО ВОИНАМИ-ОСВОБОДИТЕЛЯМИ 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 1 ФЕВРАЛЯ 1944 Г.
ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКА НА МОГИЛУ Т.Г. ШЕВЧЕНКО ВОИНАМИ-ОСВОБОДИТЕЛЯМИ 206 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 1 ФЕВРАЛЯ 1944 Г.

Бумага, цветная линогравюра, 54 х 41 см
Инв. № Гр/c-670

Из выступления А.П. Тарасенко на выставке 1984 г.:
«Войсками 206-й стрелковой дивизии в боях с немецко-фашистскими захватчиками 31 января      1944 г. был освобождён г. Канев, а ещё через день выбили немцев из Чернечей горы. Тем самым освободили могилу Великого украинского Кобзаря Т. Г. Шевченко. На этой композиции запечатлён момент, когда воины-освободители возлагают венок на могилу Т. Г. Шевченко.

Венок был не из цветов, а из сосновых веток, но была задача, чем его связать при наших фронтовых условиях. Но солдатам пришли на выручку наши мединструкторы (медсёстры), которые взяли индивидуальный пакет бинта, обмакнули в раствор марганцовки, и получилась почти алая лента. Вот этими бинтами, окрашенными марганцовкой, и был связан венок из сосновых веток».

СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ МАКИ. 1968 г.
СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ МАКИ. 1968 г.

Бумага, цветная линогравюра
Инв. № Гр/c-673

Кроме линогравюр серии «Бои за Тарасову землю», вдова А.П. Тарасенко в августе 1995 г. подарила Алупкинскому музею-заповеднику замечательный эстамп «Севастопольские маки». Это – своеобразный гимн городу-герою Севастополю, ставшему символом несокрушимости русского духа и в XIX, и в ХХ столетиях.

 Кричевский Илья Давидович (1907 – 2002)

График. Родился в Чернигове. В 1930 г. закончил ВХУТЕИН (ныне Московский художественный институт им. В.И. Сурикова) под руководством Н. Купреянова и П. Львова. Ещё до войны зарекомендовал себя в книжной графике. В годы Великой Отечественной войны служил капитаном сапёрной роты. В то же время не оставлял занятий рисованием – подчас рискуя жизнью делал зарисовки боёв, портреты однополчан, чертил схемы укреплений. Во время уличных боёв в Берлине был контужен, что впоследствии роковым образом сказалось на его зрении.

РЕЙХСТАГ СО СТОРОНЫ КОРОЛЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ, 1945 ГОД
РЕЙХСТАГ СО СТОРОНЫ КОРОЛЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ, 1945 ГОД

Бумага, автолитография, 39,5 х 47,8 см
Инв. № Гр/c-260

Непревзойдённый мастер реалистического рисунка, Кричевский прекрасно передаёт в этой композиции атмосферу праздника Победы над гитлеровской Германией.

Чернышёв Павел Михайлович (1917 – ?)

График. Участник Великой Отечественной войны, воевал под Сталинградом и на Курской дуге, был тяжело ранен. В 1947 г. окончил графический факультет им. В. И. Сурикова. Заслуженный художник РСФСР.  Книжный иллюстратор, автор многочисленных станковых эстампов на военную и историко-революционную тему.

К СТАЛИНГРАДУ
К СТАЛИНГРАДУ

Бумага, автолитография, 40 х 51,3 см
Инв. № Гр/c-255

В композиции, изображающей переправу советских войск через Волгу под бомбёжками немецкой авиации, художник главное внимание уделяет не демонстрации жестокостей войны, а теме боевого братства и взаимовыручки.

_____________________________________________________________________________________

Бруни Иван Львович (1920 – 1995)

График. Потомок династии художников, известной в России с начала XIX в. Родился в г. Миасс Оренбургской губернии (ныне в Челябинской области) в семье художника Льва Александровича Бруни и Нины Константиновны – дочери поэта-символиста К.Д. Бальмонта. Атмосфера искусства окружала его с детства, но в детстве и юности Иван был больше склонен не к изобразительному искусству, а к литературе: писал стихи, делал интересные переводы.  Желание рисовать впервые пришло на войне, которую он начал простым солдатом-пехотинцем, затем стал разведчиком, сотрудником фронтовых газет. Был трижды ранен, контужен. После войны, в 1945 г. поступил в Рижскую академию художеств, где учился у известного советского графика М. Родионова, затем перевёлся в Московский художественный институт, который пришлось оставить в 1948 г. В Москве его учителями были отец и его единомышленники – В. Фаворский и П. Митурич.  С 1948 г. И.Л. Бруни начинает работу в издательствах в качестве иллюстратора. Им создано немало замечательных произведений книжной графики, среди которых иллюстрации к «Василию Тёркину» А. Твардовского, «Звезде» Э. Казакевича, «Приключениям Чипполино» Дж. Родари и многим другим произведениям русской и зарубежной литературы. После поездки в Тувинскую автономную область создал, совместно с писателем Г. Снегирёвым, книгу «Голубая Тува».

Заслуженный художник РСФСР (1981)
Жил и работал в Москве.

«Война для меня,― говорил Бруни, ― как-то даже не укладывается в понятие «тема». Это – сама жизнь, в самый, может быть, важный её период для всего моего поколения. И если и есть в моих работах о войне поэзия, лиричность, то это свойство самой жизни». Эти слова вполне относятся и к серии автолитографий «В пехотной разведке» (1979).

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЗАДАНИЯ. (из серии «В пехотной разведке»). 1979 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЗАДАНИЯ. (из серии «В пехотной разведке»). 1979 г.

Бумага, автолитография, 34 х 58 см
Инв. № Гр/c-240

Мягкими штрихами художник виртуозно моделирует пространство густого леса, по которому тихим шагом, почти крадучись, идут пятеро разведчиков.

_____________________________________________________________________________________

Бакаев Сергей Иванович (1922 – 2010)

В июне 2015 г., к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, дочь С.И. Бакаева – ялтинская художница Светлана Бакаева – подарила Алупкинскому музею-заповеднику 10 ранее неизвестных графических работ отца на военную тему, созданных в 1970-е гг. Среди них – плакаты, тематические композиции, портреты участников и руководителей партизанского движения в Белоруссии.

ПАРТИЗАНЫ
ПАРТИЗАНЫ

Бумага, гуашь, 61 х 43 см
Инв. № Гр/c-1331

ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ СНОВА. 1970-е гг.
ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ СНОВА. 1970-е гг.

Бумага, гуашь, 61 х 43 см
Инв. № Гр/c-1332

Большое эмоциональное впечатление производит эта гуашь С.И. Бакаева, изображающая крестьянку и её детей, хлебающих из котелков скудную пищу на месте сожжённой хаты, от которой осталась лишь обугленная печная труба.

СМЕРТИ В ГЛАЗА. 1970-е гг.
СМЕРТИ В ГЛАЗА. 1970-е гг.

Бумага, гуашь, 46,8 х 57,5 см
Инв. № Гр/c-1327

Эта работа – одна из самых ужасающих и пронзительных в творчестве художника. Крик обезумевшей от горя женщины, держащей на руках убитого ребёнка – что ещё лучше может выразить всю бесчеловечность нацизма?

ПРОЩАНИЕ. 1970 г.
ПРОЩАНИЕ. 1970 г.

Бумага, гуашь, 38 х 42 см
Инв. № Гр/c-1333

ПОСЛЕ БОЯ. 1970-е гг.
ПОСЛЕ БОЯ. 1970-е гг.

Бумага, гуашь, 45 х 64,5 см
Инв. № Гр/c-1329

АТАКА (этюд)
АТАКА (этюд)

Бумага, гуашь, 17,3 х 45 см
Инв. № Гр/c-1334

В лучших традициях русской школы батальной живописи выполнен этюд «Атака», изображающий наступление советской пехоты и танков, поддерживаемых огнём артиллерии.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО (этюд). 1970-е гг.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО (этюд). 1970-е гг.

Бумага, гуашь, 41 х 59 см
Инв. № Гр/c-1330

Этюд, изображающий митинг на могиле погибших партизан, напоминает нам о преемственности поколений, о необходимости через годы и века поддерживать память о беспримерном подвиге народа.

ПОРТРЕТ ПОЗДНЕВА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА – КРАСНОГВАРДЕЙЦА 25-Й ЧАПАЕВСКОЙ ДИВИЗИИ
ПОРТРЕТ ПОЗДНЕВА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА – КРАСНОГВАРДЕЙЦА 25-Й ЧАПАЕВСКОЙ ДИВИЗИИ

Бумага, уголь, 59 х 41 см
Инв. № Гр/c-1328

РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ (плакат). 1970-е гг.

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА (плакат). 1970-е гг.
РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ (плакат). 1970-е гг.

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА (плакат). 1970-е гг.

Бумага, гуашь, 20 х 59 см
Инв. № Гр/c-1335

Бумага, гуашь, 20 х 59 см
Инв. № Гр/c-1336

Эти небольшие плакаты, наклеенные на один лист картона – редкий образец творчества С.И. Бакаева в данном жанре.

_____________________________________________________________________________________

Олейник Алексей Петрович (род. в 1925 г.)

График. Родился в г. Шпола Черкасской области. Участник Великой Отечественной войны, награждён медалями. В 1956 г. окончил графический факультет Киевского художественного института (педагоги – А. Пащенко, С. Ержиковский, А. Максименко). Работал в отрасли станковой и книжной графики. Основные произведения: «Вечер на Роси», «В Корсуне», «Весна» (все – 1956); серия «Донбасс. На комсомольской стройке» (1957); шесть эскизов к кинофильму «Повесть о            Т. Г. Шевченко» (1963) и др.  Участник республиканский (с 1956 г.) и зарубежных (с 1968 г.) выставок.

НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ (из серии «Партизаны Великой Отечественной войны») 1956 г.
НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ (из серии «Партизаны Великой Отечественной войны») 1956 г.

Бумага, автолитография, 42,5 х 60,5 см
Инв. № Гр/c-133

Теме боевого братства партизан и регулярных частей Красной армии посвящена эта автолитография А.П. Олейника. На ней изображена эвакуация раненых партизан самолётом на «Большую землю» – территорию, не занятую врагом.

_____________________________________________________________________________________

Семёнов Алексей Николаевич (1928 – 2008)

Живописец и график. Родился в селе Торбеевка Тамбовской губернии в семье военнослужащих, что и предопределило его дальнейшую профессию художника-баталиста. С 1955 г. – художник студии им. М. Б. Грекова. Народный художник РСФСР (1985). Его произведения хранятся в Центральном музее Вооружённых Сил РФ (Москва) и многих других государственных и частных собраниях.

ДЕСАНТ
ДЕСАНТ

Бумага, цветная автолитография, 54,4 х 43,2 см
Инв. № Гр/c-274

Работа А.Н. Семёнова прославляет мужество советских моряков-десантников, вписавших славные страницы в историю Великой Отечественной войны.

  ____________________________________________________________________________________  

Зыков Анатолий Иванович (1930 – 2008)

График и живописец. Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1949 – 1955 г. учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у П. П. Белоусова, Л.Ф. Овсянникова и М. А. Таранова. С 1958 г. – член Союза художников СССР.

Заслуженный художник РСФСР (1980). С 1994 г. – секретарь правления Союза художников России.  

Среди произведений: иллюстрации и оформление книг для издательств «Художественная литература», «Молодая гвардия» и др.: «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова (1965), «Избранное» (1968), трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького (1973), «Шинель» Н.В. Гоголя (1985); станковые серии – «Мой город» (1969-73), «Пушкин в изгнании» (1973-75), «Сквозь штормы судьбы. Пушкин» (1987-2005), «В пустынях одиночества» (2005); натюрморты (2000-е).
Автор книг: «Где твой огонь горит… Записки художника» (М., 1999), «Жаворонок. Книга о Кларе Калинычевой» (М., 2003), «Оттава. О времени. О Пушкине. О коллегах. О себе» (М., 2005).

Был награждён дипломом Международной выставки искусства книги в г. Лейпциге (1965), дипломом Академии художеств (1986), серебряной (2000) и золотой медалями Академии художеств (2005); золотыми Пушкинскими медалями творческих Союзов России (1999) и Академии российской словесности(2002).

НА ПРИВАЛЕ
НА ПРИВАЛЕ

Инв. № Гр/c-254
Бумага, цветная автолитография, 38,5 х 53 см

Изобразив на привале солдат разных национальностей, художник тем самым подчеркнул, что только дружба народов Советского Союза помогла одолеть гитлеровцев.  

     __________________________________________________________________

       Кульков Владимир Васильевич (род. в 1928 г.)

График. Член Союза художников СССР. Известен прежде всего своими иллюстрациями к детским книгам, к русским народным сказкам и былинам. Произведениям В. В. Кулькова (книжным иллюстрациям, станковым эстампам) свойственны подчёркнутая красочность и декоративность.  Ряд линогравюр художника посвящён событиям Великой Отечественной войны.

ВПЕРЁД!
ВПЕРЁД!

Бумага, цветная линогравюра, 38 х 58,5 см
Инв. № Гр/c-264

Изображён один эпизодов уличных боёв в предместье Берлина.  Советские автоматчики и танкисты сквозь огонь и дым стремительно несутся вперёд – в самое логово нацистского зверя. С окна одного из горящих зданий с вывеской «HOTEL» свешен белый флаг.

МОСКВА, 1945 ГОД (ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ)
МОСКВА, 1945 ГОД (ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ)

Бумага, цветная линогравюра, 38,5 х 59 см
Инв. № Гр/c-263

Яркое цветовое решение композиции отражает ту атмосферу всеобщего ликования, что охватила москвичей при известии о победе над нацистской Германией.

   ___________________________________________________________________________________

Павлов Вячеслав Иванович (1934 – 2014)

График. Родился, жил и работал в Москве. Занимался в художественной студии при Историческом музее у В.Е.Пестель, известного художника, педагога, члена объединения «Маковец», затем в прославленной студии им. И.И.Нивинского. В 1959 г. закончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) как художник-монументалист.  Работал в станковой графике – офорте, литографии, рисунке.

Стремление к символичности, драматически-философской насыщенности образов своеобразно воплотились в его творчестве. Не приемля каноны социалистического реализма, он в зримых формах передавал мир своей души только ему присущими изобразительными средствами.  Авторские искания были реализованы  в обширных графических сериях –  «Океанские видения Кусто», «Самарканд», «Одиссея», «Сталинград», «Моисей и Египетские боги», «Наполеон», «Фрески вольного воздуха» и многих других.  Осмысление исторических событий, библейских сюжетов, впечатления от поездок, изобразительные интерпретации литературной классики определили широту тематического диапазона его произведений. Им свойственна высокая профессиональная культура, чувство стиля, фактуры, ритмическая и композиционная выразительность и разнообразие, богатая графическая нюансировка.

В.И.Павлов был активным участником художественных выставок. Награждён серебряной медалью Российской академии художеств. Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея, Государственного Музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и других российских и зарубежных музеев.

В ОСВОБОЖДЁННОМ ГОРОДЕ
В ОСВОБОЖДЁННОМ ГОРОДЕ

Бумага, офорт, 42 х 46 см
Инв. № Гр/c-267

 Дранишников Василий Васильевич (1936 – 2019)

График. Родился на Северном  Урале в старинном русском городе Чердыни (ныне в Пермском крае).  Окончил Свердловское художественное училище (1960), Московский художественный институт им. В.И. Сурикова (1968, педагоги Е.А. Кибрик и Ю.П. Рейнер). С 1969 г., после успешной защиты дипломной работы (серии автолитографий «Москва – город-герой»), постоянно участвовал своими графическими работами в московских, республиканских, зарубежных и международных художественных выставках. Немало литографских и карандашных серий В.В. Дранишникова посвящено малым городам России (Боровску, Гороховцу, Тобольску, Кириллову), селу Ферапонтово.

С 1974 г. – член Московского Союза художников. Заслуженный художник России (1998). 

Работы В.В. Дранишникова отмечены премией ЦК комсомола (1969), дипломами Российской Академии художеств (1969, 1996), золотой медалью Российской Академии художеств (2002).

В собрании Алупкинского музея-заповедника находятся две автолитографии В.В. Дранишникова из серии «Москва – город-герой» (1967 – 1968) – дипломной работы мастера, выполненной под руководством его учителя – великого советского графика Евгения Адольфовича Кибрика.  Этим произведениям свойственна большая эмоциональная насыщенность при лаконизме и даже скупости выразительных средств.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО (из серии «Москва – город-герой»)
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО (из серии «Москва – город-герой»)

Бумага, цветная автолитография, 42 х 42 см
Инв. № Гр/c-247

Толпа москвичей собралась у репродуктора, жадно вслушиваясь в каждое слово сводки Советского информбюро, сообщающей о ситуации на фронтах.

МОСКВА, 1941 ГОД (из серии «Москва – город-герой»)
МОСКВА, 1941 ГОД (из серии «Москва – город-герой»)

Бумага, цветная автолитография, 42 х 42 см
Инв. № Гр/c-246

Ноябрь 1941 года. На фоне Кремля и заснеженной Красной площади  – колонна солдат, идущих с парада на фронт – защищать столицу от подступившего к ней вплотную врага.