
Пасха всегда была главным православным праздником в России – и в допетровские времена, и в более поздние. Воскресение Христово отмечали еще с большим размахом, чем Рождество Христово.
В дни Великого Поста закрывались театры, не было ни балов, ни свадеб, и только концерты серьезной музыки составляли все светские развлечения. Состоятельные дамы снимали с себя бриллианты и надевали более простые украшения из жемчуга и кораллов или несколько скромных украшений из бирюзы.
Первое массовое гуляние было в Лазареву субботу, на котором обязательно нужно было купить хоть одну веточку вербы, чтобы было с чем идти на службу в Вербное воскресенье.
С середины Страстной недели начиналась пасхальная стряпня. Продукты заготавливали задолго до праздника, из закромов доставалось всё самое лучшее.
Во второй половине XIX века традицией стало приобретать к Пасхе что-то из одежды, чтобы на всенощную отправится в новом одеянии.
С наступлением праздника города и деревни оглашались звоном колоколов, в домах накрывались праздничные столы, начинались народные гуляния.
В отличие от зимних праздников, когда главное веселье сосредотачивалось возле высоких ледяных гор, весенние и летние гуляния называли «под качелями».
Качели были самые разные – круглые, маховые, подвесные; их украшали всякими изображениями и флагами.
Вокруг качелей разбивались шатры с напитками и лакомствами.
Везде проходили пасхальные службы. Храмы в этот день были убраны как никогда пышно и богато. В знак особой радости песнопения в храме не прекращались весь день. Перезвон церковных колоколов тоже звучал целый день.
В числе главных обрядов на Пасху было христосование, когда люди целовали друг друга при встрече в знак взаимной любви и равенства перед Богом; а также обмен пасхальными яйцами.
Традиция христосования на Руси очень древняя.
До времен Николая I императоры троекратно целовались только с близкими и равными себе по статусу людьми. Николай I считал, что обряд христосования может сблизить царскую семью с народом, поэтому приучал к нему своих детей. Его примеру следовали Александр II, Александр III, Николай II.
Теперь императоры дарили пасхальные яйца и христосовались не только с членами семьи, но и с десятками и сотнями подданных, что длилось иногда несколько дней. В1904 году император Николай II написал в своем дневнике, что он обменялся пасхальными поцелуями с участниками всенощной и с 730 своими солдатами.
Ближе к концу XIX века широко распространились иллюстрированные открытые письма- открытки. Пасхальные открытки отправлялись так, чтобы адресат получил их в субботу.
В субботу же было принято дарить пасхальные подарки.
Куличи и пасха занесены к нам из Германии. Во второй половине XVIII века их начали готовить при императорском дворе, позднее новведение распространилось среди аристократов, а далее уже и повсеместно.
Традиция красить яйца на Пасху являлась символом возрождения, источником новой жизни, которую принес Спаситель.
Обычай красить яйца связывают с легендой о Марии Магдалине.
В служении Иисусу Христу с самого начала принимали участие не только мужчины, но и женщины. Среди последователей Христовых была Мария Магдалина, исцеленная Спасителем от страшного недуга. Именно она, по легенде, была первой, кто засвидетельствовал, что Христос воскрес. С этой радостной вестью она быстро обратилась к ученикам и ко всем остальным жителям округи.
Легенда гласит, что женщина поспешила сообщить об этом и тогдашнему римскому императору Тиберию. Очевидно, она была небогата, но к правителю все же нужно было прийти не с пустыми руками. И Мария принесла в дар обыкновенное яйцо и сказала: « Христос Воскрес!»
Тиберий равнодушно посмотрел на нее, взял подарок и сказал:
«Как яйцо не может сделаться красным, так и мертвые не могут стать живыми». И тут скорлупа мгновенно окрасилась в тот самый ярко-красный цвет, отчего изумленный император воскликнул: «Воистину Воскрес!».
Красный цвет – это напоминание о крови Христовой, пролитой за нас на кресте.
Заканчивалась Пасха поминанием всех усопших или Радоницей. Люди шли к могилам своих предков и часть освященной в церкви пищи оставляли там, а часть отдавали на кладбище нищим.
Младший научный сотрудник
ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»
Галан К.А.