Семен Михайлович Воронцов

ВОРОНЦОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ (23.10.1823 – 6.05.1882) – сын фельдмаршала М.С. Воронцова от брака с графиней Елизаветой Ксаверьевной Браницкой, светлейший князь.

В 1842 году С.М. Воронцов закончил Ришельевский лицей в Одессе (Лицей был учрежден 2 мая 1817 года, в 1865 году преобразован в Новороссийский университет) и некоторое время числился в ведомстве иностранных дел.

2 октября 1847 года титулярный советник, князь Семен Михайлович, носивший придворное звание камер-юнкера, был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк и назначен флигель-адъютантом  Его Императорского Величества. Обычно пожалование в Свиту «происходило за сохранение в должном порядке строевых частей, за выдающиеся отличия и самоотверженное исполнение своих обязанностей». Однако были и другие поводы награждения свитским званием. Последнее давалось иногда за заслуги предков. В рескрипте Николай I на имя князя М.С. Воронцова по этому поводу было изложено:

«… припоминая, что начальным поприщем службы вашей была часть гражданская и что вы, следуя собственному влечению, перешли в военную службу в том крае, где ныне сын ваш, князь Семен, находился постоянно с вами, разделяя все труды и опасности войны, я не мог отказать себе в удовольствии направить и его службу по пути, вами следуемому. В сих видах, Я назначил сына вашего к себе флигель-адъютантом с зачислением в Л.-Г. Преображенский полк штабс-капитаном и с состоянием при вас, вполне надеясь, что и он, следуя по стопам доблестного отца своего, будет подобный ему достойный и отличный воин». (Щербинин. Биография генерал-фельдмаршала кн. М.С. Воронцова).

Будучи командиром Куринского пехотного полка на Кавказе, Семен Михайлович участвовал во многих военных операциях, в 1851 году к нему вышел с гор и передался русским Хаджи-Мурат.

26 августа 1851 года С.М. Воронцов вступил в брак с вдовою полковника А.Г. Столыпина — Марией Васильевной Столыпиной. Бракосочетание состоялось в Алупкинском дворце.

1 октября 1852 год «Воронцов, князь, Семен Михайлович, командир Егерского генерал-адъютанта князя Воронцова полка, флигель-адъютант Е.И.В. полковник кн. Воронцов за отличие в делах против горцев произведен в генерал-майоры с назначением в свиту Е.И.В.»

В 1853 г. Семен Михайлович сдал командование полком и уехал за границу. По возвращении в Петербург некоторое время командовал первым батальоном Преображенского полка, в архиве которого им были найдены секретные бумаги по делу царевича Алексея Петровича.

Отзывы современников о Семене Михайловиче были противоречивыми, одни давали князю уничижительные характеристики, называя его «человеком, ни в каком отношении не интересным, вялым, рыхлым», «он ни одною, ни наружною, ни духовною чертою не напоминал своего родителя», другие отмечали практический ум князя и восторгались его храбростью.

1855 г. Сентябрь. Из писем Александры Осиповны Смирновой. (Русский архив. 1897, кн. 3) «Эти одиннадцать месяцев осады Севастополя — настоящий кошмар. Воронцов (князь Семен Михайлович) был более тяжело ранен, чем мне рассказывали: он получил контузию от осколка бомбы» (стр. 125), «…Он (А.И. Барятинский) уважает Семена Воронцова и очень рад, что тот получил, наконец, бригаду, которой просил в начале войны. Он его видел в деле на Кавказе, где тот жертвовал своей жизнью. Он мне говорил: «Красносельских генералов довольно для парадов; Семен Михайлович не годится в Красносельские генералы; он военный и боевой генерал. Я вам не говорю, чтобы он был полководец; но их, ведь бывает так мало».

6 декабря 1856 года «Свиты Е.И.В. генерал-майор князь Воронцов назначен генерал-адъютантом к Е.И.В. (Из книги «Свита Е.И.В.»).

После смерти св. князя М.С. Воронцова в1856 году Семен унаследовал огромный, основанный отцом майорат и проявил себя истинно рачительным хозяином, особенно в области виноградарства и виноделия. Вина его южнобережных имений имели заслуженный успех и по качеству превосходили заморские.

23 декабря 1863 год, по введению в Одессе нового общественного управления (утвержденного 30 апреля 1863 года) светлейший князь Семен Михайлович Воронцов большинством голосов (122 против 12) был избран городским головой. На получение им по телеграфу уведомления об этом графа Толстого, 25 декабря телеграммой на имя последнего ответил: «Глубоко тронутый доверием граждан города Одессы, принимаю столь лестное для меня назначение и употреблю все усилия и старания, чтобы оказаться достойным их выбора». Первый городской голова пореформенной Думы св. кн. С. М. Воронцов много потрудился для Одессы, но, закончив срок своей службы, отказался от дальнейшего служения. Во дворце-музее хранится фотография князя, где он запечатлен с массивной цепью городского головы, надетой поверх мундира.

В 1864 году Семен Михайлович сообщил управляющему крымскими имениями, что будет постоянно жить в Крыму и давал указания о правильном ведении дел. С этого времени Воронцовы проводили в Алупке большую часть года, устраивая во дворце постоянные приемы и праздники. Семен Михайлович, будучи Гласным первой Городской думы 1871, активно участвовал в общественной жизни Ялты.

В 1874 году генерал-адъютант С.М. Воронцов получил приказ императора Александра II изучить проблему и составить предложения, какими ненасильственными способами можно удержать татарское население Крыма. Посетив с этой целью Симферопольский, Феодосийский и Евпаторийский уезды Таврической губернии, князь пришел к выводу, что, действительной причиной отъезда татар из Крыма явился новый закон о воинской повинности. С.М. Воронцов, ссылаясь на свои знания привычек и характера татарского населения, предлагает учесть важность тех способов, какими «в настоящем случае  будет вводиться между татарами новая повинность. Чем гуманнее и применительно к их нравам и обычаям будут эти способы, — добавляет он, — тем прочнее и скорее привьется к татарам любовь к военной службе». К числу необходимых мер С.М. Воронцов относил рассмотрение жалоб татар по поводу присвоения казной принадлежащих им земель и домов, завершение процесса спорных дел о лесных дачах, отчужденных у южнобережных татар в 1838 году. Он поднимал вопрос о выделении полевых наделов на казенных землях степным татарам за умеренную цену с рассрочкой платежей на продолжительное время и возможности разрешения выдачи татарскому населению паспортов для паломничества в Мекку; настаивал на необходимости продолжения прокладки шоссейных дорог между горными поселениями возле Судака и Алушты, Феодосии и Карасубазара. (Русский Архив, 1906. № 7).
Часто в своих действиях князь Семен Михайлович ссылался на опыт отца и невольно копировал его в повседневной жизни. Приводим выдержки « Из Записной книжки «Русского Архива». Они принадлежат перу Петра Ивановича Бартенева (1829-1912), русского археографа и библиографа, на протяжении многих лет издававшего с Семеном Михайловичем «Архив князя Воронцова» (кн. 1-40, 1870-95 гг.).

«Князь М. С. Воронцов говорил своему сыну: «Люди с властью и с богатством должны жить так, чтобы другие прощали им эту власть и богатство». Раз в Алупке князь С.М. Воронцов спросил меня, замечаю ли я какую-либо торопливость прислуги у него в доме и рабочих в саду. — Нисколько, отвечал я. — Их у меня до 60 человек, и всякий точно знает, что ему делать. В этом я подражаю покойному моему батюшке. Однажды, на походе в горах он уволил от службы ординарца, который несколько лет сряду при нем находился. Недоумевали, за что — про что, и когда спросили о том князя, он отвечал: «Я посылал его с приказанием, и он опрометью поскакал исполнять его, что смутило окружающих меня; ближайшие подумали, не имело ли мое распоряжение какого либо особого значения. Ординарец оскорбил меня; ибо какой же я главнокомандующий, коль скоро не умею распорядиться временем.» (Русский Архив 1910,12, с. 681).
В 1870- годы С.М. Воронцов оставался одним из богатейших помещиков Крыма, только на южном берегу ему принадлежало 2404 дес. 1019 саж. земли. Из них: в Алупке — 267 дес. 549 саж. земли; Кокозе — 5 дес. 801 саж.; Ново — Петровском- 1002 д. 1698 с.; Барбо-Кристо — 46 дес.; Массандре -656 дес. 2117 саж.; Ай-Даниле — 381 дес. 714 саж.; участок Джаксона в Ай-Даниле -28 дес. 898 саж.; Алуште (Ала-Чух) — 16 дес. 1390 саж.
Он умер 6 мая 1882 года в Петербурге 59 лет отроду. Со смертью С.М.Воронцова мужская линия Воронцовых пресеклась.

Vladelec3

На Кавказе командовал Куринским егерским полком. Л.Н. Толстой в повести «Хаджи-Мурат» дал словесное описание С.М. Воронцова: «длиннолицый белокурый полковник с флигель- адьютантскими вензелями и аксельбантами»

Цитируется по: Галиченко А.А.
Старинные усадьбы Крыма, Симф., 2008, с.71.

Увеличил площадь имения в Алупке, прикупив соседние земли. Земли стали считаться благоприобретёнными и перешли по завещанию после смерти С.М. Воронцова к его супруге, а позже к её братьям — князьям Трубецким.