В конференц-зале Воронцовского дворца прошла презентация выставки «Бессмертной памяти Петра Великого», приуроченной к 350-летию со дня рождения Петра I

9 июня с.г. в конференц-зале Воронцовского дворца состоялась презентация выставки «Бессмертной памяти Петра Великого», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра I.

Выставку представил заведующий научно-исследовательским отделом экспозиции Юрий Евгеньевич Трутенко.

Монументальная личность Петра I, признанного Великим не только в России, но и на Западе за многогранные таланты и беспримерную государственную волю, всегда пользовалась особым почитанием в семье Воронцовых, на что имелись самые веские причины.

Прадед «знаменитейшего из Воронцовых» Светлейшего князя Михаила Семёновича, основателя родовой усадьбы в Алупке, Илларион Гаврилович Воронцов (1674 – 1750) в царствование Петра участвовал в Северной войне, дослужившись до чина майора, затем занимал должности воеводы в Ростове Великом и Тюмени.

Его сыновья – Михаил, Роман и Иван – обязаны своим возвышением дочери Петра – императрице Елизавете Петровне (1709 – 1761), при которой были удостоены графского титула. Особых успехов в карьере достиг Михаил Илларионович Воронцов (1714–1767), пользовавшийся особой доверенностью Елизаветы ещё в те времена, когда та была цесаревной и находилась в опале.

За заслуги, оказанные ей в деле восшествия на престол, Елизавета Петровна выдала замуж за Михаила Илларионовича свою двоюродную сестру – графиню Анну Карловну Скавронскую, в 1744 г. назначила его вице-канцлером, а в 1758 г. – канцлером Российской империи. Европейски образованный человек, тонкий дипломат и галантный кавалер, граф М.И. Воронцов глубоко чтил отца своей благодетельницы, о чём свидетельствует, в частности, его переписка с известным поэтом-сатириком, русским послом в Лондоне и Париже князем А.Д. Кантемиром – сыном князя Дмитрия Кантемира, одного из сподвижников Петра.

То же благоговение перед первым русским императором он сумел внушить и своим знаменитым племянникам – графам Александру (1741 – 1805) и Семёну (1744 – 1832) Романовичам Воронцовым. В то же время их сестра, своенравная Екатерина Романовна, в замужестве княгиня Дашкова (1743 – 1810), участница дворцового переворота Екатерины II и, впоследствии, директор Российской Академии Наук, относилась к реформам Петра весьма критично, противопоставляя его «грубое» правление «мягкому и справедливому» царствованию Екатерины. Сын графа Семёна Романовича Воронцова, вышеупомянутый М.С. Воронцов бережно хранил и приумножал собранную его отцом и дядей коллекцию живописных и гравированных портретов царя-реформатора, которая через его наследников перешла в собрание Алупкинского дворца-музея.

На вновь открывшейся выставке представлены не только живописные и гравированные портреты Петра Великого, собранные Воронцовыми, но и портреты самих членов семьи Воронцовых, государственных деятелей их времени, так или иначе вовлечённых в нескончаемый спор о роли Петра в истории России, а также многочисленные гравюры и литографии XVIII – XIX вв., иллюстрирующие бурную эпоху петровских преобразований.

Выставка начнет принимать гостей с 10 июня с 9.00 до 17.00