Баннер: Правительство Республики Крым Баннер: Министерство культуры Республики Крым Баннер: Минкультуры России Баннер: Культура.РФ Баннер: «Культура. Гранты России» Баннер: Карта гостя Крыма и Севастополя Баннер: Памятные  даты  военной  истории  Отечества

Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы, –
всё, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это – конец вещей, это – в конце пути
зеркало, чтоб войти.

Иосиф Бродский

Воображение создателя проекта Массандровского дворца, архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, породило в Верхней Массандре «поэму в камне». Её зрительным воплощением стало органичное единение дворцовой архитектуры, скульптуры и природного ландшафта. С течением времени творения мастера неизбежно претерпевают изменения: тускнеют используемые в экстерьере строительные материалы, перерождается растительный покров местности. Тем не менее, архитектурный облик дворцово-паркового ансамбля вполне осязаем. Однако чуткий зритель, осматриваясь на придворцовой территории, неизменно ощутит некую недосказанность. Эта статья посвящена той части ансамбля, которая навсегда для нас утеряна и осталась только на старых открытках и любительских фотографиях начала ХХ века. Речь пойдёт о скульптуре.

Известно, что к 1902 году, ко времени принятия дворца комиссией Управления уделов, двадцать девять скульптур были привезены и установлены вокруг здания. Двенадцать из них изготовлялись из искусственного камня, выписывались через петербургскую фирму «Кос и Дюр» из Метлаха и обошлись в среднем по 250-300 рублей за одну статую. Семнадцать скульптур были отлиты из гипса, некоторые из них, в целях экономии, окрашивались масляными красками под цвет мрамора и бронзы.

В 1909 году последовало высочайшее указание о снятии статуй, выполненных из гипса, поскольку они начали портиться от дождей и снега. Одновременно, чтобы не нарушать симметрии, были сняты и скульптуры, выполненные из керамики. Этот факт подтверждают фотографии из фотоальбома 1909 года Анны Вырубовой, ближайшей подруги императрицы Александры Фёдоровны.

Фото из альбома А. Вырубовой. 1909 год

 (Статуи на подпорных стенах уже отсутствуют)

Тематика изваяний была традиционной для дворцово-парковых ансамблей тех лет: произведения по мотивам греческой и римской мифологии, различные аллегории, статуи исторических деятелей. Вопросом расстановки скульптур, их аналогов и прототипов серьёзно интересовались крымские исследователи Аза Павловна Пальчикова и Николай Николаевич Калинин. Согласно их публикациям скульптуры имели следующие наименования:

1 – Цезарь (Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель Гай Ю́лий Це́зарь);
2 и 3 – Сатиры (В греческой мифологии жизнерадостные козлоногие лесные и горные духи. Олицетворяют элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. Сатиры составляли свиту бога виноделия Диониса);
4 – Аполлон с Вакхом;
5 – Центавр (То же, что и кентавр – мифологическое существо с головой и туловищем человека на теле лошади. По преданию, кентавры – дикое фессалийское племя, отличавшееся животными наклонностями и прогнанное из Фессалии лапифами. В древнегреческой мифологии сопровождают бога вина Диониса.);
6,7 – Лев сидящий и Лев лежащий;
8 – греческий пастушок Антинус (Прекрасный юноша родом из Клавдиополя в Вифинии, любимец и постоянный спутник императора Адриана. Решившись в религиозном экстазе пожертвовать собою для своего повелителя, а может быть, в припадке меланхолии, он недалеко от Безы бросился в Нил. В безграничной скорби о его смерти Адриан воздвиг ему множество статуй и алтарей.);
9 – Помпеянка (по-видимому, жительница древнеримского города Помпеи);
10 – Эсхил (древнегреческий драматург, отец европейской трагедии);
11 – Аполлон с лирой (Древнегреческий бог, покровитель искусств с музыкальным струнным щипковым инструментом – лирой);
12 – Софокл (афинский драматург, трагик);
13 – Мелеагр (в мифологии герой Этолии);
14 – Аполлон (Один из наиболее почитаемых античных богов);
15 – Давид с головой Голиафа;
16 – Сатир льющий (Сатира также изображали в облике прекрасного юноши с атрибутами виночерпия как спутника бога вина и веселья Диониса);
17 – Гермес с Вакхом (В древнегреческой мифологии Гермес – сын Зевса, бог хитрости и счастливого случая, по велению громовержца, спасая младенца Вакха (Диониса) от гнева Геры, перенёс его на воспитание нимфам Нисейской долины, где юный бог был обучен изготовлению вина);
18 – аллегория Искусства;
19 – аллегория Науки;
20 – аллегория Скульптуры;
21 – аллегория Архитектуры;
22 – аллегория Художества;
23, 24 – Драконы;
25, 26 – Сфинксы (В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, персонаж легенды об Эдипе);
27 – Ваза с Купидоном (Купидон – латинское название Эрота, в древнегреческой мифологии олицетворение любовного влечения, помощник богини любви и красоты Афродиты);
28 – Олень;
29 – Римлянка.

Николай Николаевич Калинин полностью описал расположение скульптур на придворцовой территории. При детальном изучении текстового описания каждое утверждение Николая Николаевича удалось подкрепить фотоматериалами и уже на основании этого составить полную схему расположения скульптур.

Придворцовая территория

Все 29 скульптур были установлены вокруг дворца: 1 – Аполлон – в северной арке подпорной стены; 2 – Гермес с Вакхом – в южной арке подпорной стены; 3 – Лев сидящий – справа от южной арки на крайнем пилоне; 4 – Олень – на тумбе южной балюстрады у лестницы, ведущей на поляну; 5,6 и 7 – аллегории Скульптура, Архитектура и Художество – на тумбах южной балюстрады террасы партера; 8 – ваза с Купидоном – на тумбе балюстрады веранды второго этажа, перед окнами Кабинета Её Императорского Величества; 9 и 10 – Римлянка и Помпеянка – на тумбах западной баллюстрады партера; 11 и 12 – Сфинксы – на тумбах верхней терассы перед западным фасадом; 13 и 14 – аллегории Науки и Искусства – на тумбах баллюстрады веранды перед окнами бильярдной комнаты дворца; 15 – Сатир льющий – в центре веранды II этажа перед опочивальней; 16 – Давид с головой Голиафа – в нише галереи второго этажа перед кабинетом Его Императорского величества; 17 и 18 – Сатиры – у ниш северной части западного фасада первого этажа; 19 и 20 – Драконы – у чаш-фонтанов северной части западного фасада первого этажа; 21 – Юлий Цезарь – перед западным фасадом на тумбе у основания лестницы, ведущей к северному фасаду; 22 – Аполлон с Вакхом – на верхней площадке лестницы, ведущей к северному фасаду; 23 – Центавр – на тумбе напротив северной подпорной стены; 24 – Антиной – крайний левый пилон-контрфорс северной подпорной стены; на следующем пилоне располагалась ваза-кратер, затем ниша в подпорной стене, ещё одна ваза-кратер на пилоне-контрфорсе и последовательно на каждом последующем пилоне слева направо; 25 – Лев лежащий; 26 – Эсхил, 27 – Аполлон с лирой; 28 – Софокл; 29 – Мелеагр.

Со времён исследования Калинина Н. Н, посвящённого скульптуре Массандровского дворца, информационные ресурсы научных сотрудников выросли благодаря пополнению библиотечных фондов и появлению интернет-источников, в том числе электронных библиотек, каталогов и официальных сайтов музеев. Исследовательская работа возобновилась. Были найдены изображения 13 изваяний, которые могли послужить прототипами утерянной пластики Массандровского дворца. В скульптуре сидящего льва нетрудно распознать статую Антуана Луи Бари (1795-1875), оригинал которой хранится в Музее Орсе в Париже. Статуя «Давид с головой Голиафа» – копия работы Андреадель Верроккьо (1435–1488) из Национального Музея Барджелло, что во Флоренции. Изображение Цезаря идентично экспонату Старого музея в Берлине. Скульптура Мелеагра имеет несколько интерпретаций, но, вероятнее всего, прототипом послужила статуя Гермеса Бельведерского, хранящаяся в Ватикане, т. к. только у этой фигуры правая рука согнута в локте и отведена за корпус обнажённого туловища. Золочёную копию с античного оригинала под названием «Мелеагр Бельведерский» можно увидеть в Петергофе на восточной лестнице Большого каскада. Немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии Иога́нн Ви́нкельман в ХVIII веке принимал эту скульптуру за изображение Мелеагра. Вероятно, отсюда её название. Скульптурную группу Аполлон с Вакхом можно считать копией с работы Стютзеля Карла Генриха Эдуарда (1795 – 1862) «Аполлон с мальчиком Меркурием», которая экспонируется в Новом дворце Сан-Суси в Потсдаме в Германии. Центавр – точное воспроизведение статуи молодой кентавр Фуриетти, оригинал её находится в Капитолийском музее Ватикана. Копии этой скульптуры украшают Мост Кентавров в Павловском парке. Греческий пастушок Антинус аналогичен статуе Антиной из Пергамского музея в Берлине. Предположения о скульптуре Сатира льющего (в исследовании А. П. Пальчиковой – «Вакх льющий») как копии с работы итальянского мастера Якопо Сансовино были опровергнуты в результате анализа фотодокументов: статуя – однозначное повторение изображения Сатира из собрания скульптур Альбертинума в Дрездене. «Аполлон с лирой» своим силуэтом напоминает «Аполлона Кифаред» из музея Пия-Климента в Ватикане. Скульптура южной декоративной арки подпорной стены внутреннего дворика «Гермес с Вакхом» явный аналог известной работы Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» – гордости Археологического музея Олимпии в Греции. Прототипом для статуи Софокла могла послужить римская копия с греческого оригинала, который находится в Латеранском музее в Риме. Согласно публикациям Калинина Николая Николаевича статуи Эсхил и Софокл однотипны. В процессе исследовательской работы пришлось опираться на выводы исследователя и размытый профиль изображения скульптуры на ксерокопии очень плохого качества. В результате было найдено изображение статуи греческого оратора Эсхина, на первый взгляд, очень похожее на статую Софокла. Можно предположить, что в документах была допущена опечатка. На данный момент статуя Эсхина – единственное подходящее название скульптуры. Упоминание о её изображении было найдено в электронном варианте книги немецкого историка античности, искусствоведа, археолога Германа Хафнера (German Hafner) «Выдающиеся портреты античности», изданной в 1981 году. В этом же издании она числится в собрания Национального музея в Неаполе.

Скульптура, именуемая в архивных документах просто «Аполлон» долгое время считалась копией с работы Праксителя «Апполон Савроктон» (убивающий ящерицу). Но если сравнить два этих изображения, то различия станут очевидны. У статуи Аполлона, стоящей в декоративной арке на подпорной стене курдонера Массандровского дворца, правая рука запрокинута за голову. Такого жеста мы не видим в скульптуре «Апполон Савроктон» Праксителя. Скульптура Аполлон в Массандре напоминает статую Аполлона Флорентийского. Было рассмотрено много вариантов других скульптур Аполлона, однако только Аполлон Флорентийский повторяет изгиб фигуры и пластику рук. Оригинал хранится в галерее Уффици в Италии. Копию этой скульптуры и сейчас можно увидеть в Софиевском парке в г. Умани (Украина).

Из 23 утерянных скульптур 10 остаются загадкой – их прототипы установить не удалось. Это статуи-аллегории Искусства, Науки, Скульптуры, Архитектуры, Художества, скульптур «Римлянка» и «Помпеянка», «Олень», «Ваза с купидоном»,  «Лев лежащий». Изображения последних двух настолько условны, что сбор любых сведений по данным объектам представляется возможным лишь на основании конкретных архивных документов.

Безусловно, отсутствие 23 скульптур – весомый урон садово-парковому ансамблю дворца Александра III в Массандре. Однако, то не многое, что осталось – даёт пищу воображению. Кажется, слышно журчание фонтана у масок львов, некогда заменивших разрушающихся наяд на подпорной стене внутреннего дворика курдонера (В древнегреческой мифологии наяды – дочери Зевса, нимфы влажной стихии, подают изобилие, плодородие и здоровье, покровительствуют бракам). Любуясь сохранившимися статуями сфинксов, сатиров, драконов, лепниной на фасадах дворца с элементами пламенеющего факела, на ум приходят поэтические строки:

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы, –
всё, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это – конец вещей, это – в конце пути
зеркало, чтоб войти.
Встань в свободную нишу и, закатив глаза,
смотри, как проходят века, исчезая за
углом, и как в паху прорастает мох
и на плечи ложится пыль – этот загар эпох…

Иосиф Бродский

Материал подготовила
научный сотрудник Массандровского филиала ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»
Никитина Кристина.

Литература

  1. Брокгаузъ, Ф. А., Энциклопедическій словарь / Ф. А. Брокгаузъ, И. А. Ефронъ. – СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1903. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения 20.02.2020)
  2. Гнусов, О. В. Текст экскурсионного рассказ по придворцовой части парка Массандровского дворца [Текст] / О. В. Гнусов, Н. Н. Калинин // Утверждён на заседании научно-методического совета АГДПМЗ, протокол №12, 19.11.1997 г.
  3. Калинин, Н. Н. Скульптура Массандровского дворца [Текст] / Н. Н. Калинин // Крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма: материалы республиканской научно-теоретической конференции. Симферопольский художественный музей. –1996. – 45-47 с.
  4. Пальчикова,  А. П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба. Очерк-путеводитель / А.  П.Пальчикова. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – 160 с.
  5. Хафнер, Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе / Г. Хафнер. – М.: Прогресс, 1984 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000219/st336.shtml (дата обращения 21.02.2020)

*В тексте использованы фотографии из открытых источников.