Коллеги музея-заповедника

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства. Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель. На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в   1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (арх В.Свиньин). Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.Русский музей сегодня – обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

Дата постройки: 1714 – 1723 гг. Архитекторы: И. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, Ф. Растрелли, А. Н. Воронихин, А. И. Штакеншнейдер. Петергоф, на протяжении 200 лет бывший парадной летней резиденцией императоров, неразрывно связан с нашей историей. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю.

В 1986 году было образовано Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”. Однако история знаменитого музея началась гораздо раньше – в середине XIX в. Семья Третьяковых купила дом в Лаврушинском переулке в конце 1851 года. В 1856 году Павел Михайлович приобрел первые картины, положившие начало знаменитому собранию. В 1892 году он передал свое собрание в дар городу Москве. Третьяковская галерея стала первым общедоступным музеем России. Сегодня Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке – это большой музейный комплекс. В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI – начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII – первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий – творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений “Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Голубая роза”. Особой частью экспозиции является “Сокровищница”, где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII – начале XX века. Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением. Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят помимо исторического здания галереи (Лаврушинский переулок, 10) и Храма Святителя Николая (Б.Толмачевский переулок) также Инженерный корпус (Лаврушинский переулок, 12) и Выставочный зал в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1).

11 февраля 1960 года министр культуры РСФСР подписал приказ № 96 о создании Выборгского краеведческого музея. Первым его директором стал Владимир Иванович Дубров, под руководством которого сформирован музейный коллектив и созданы первые экспозиции. Выборгский краеведческий музей начинал свою работу в здании на проспекте Ленина, 20, — там располагались выставочные помещения и дирекция. Музейные фонды хранились в здании горисполкома на улице Крепостной.К столетию со дня рождения Ленина, в апреле 1970 года, в Выборгском замке открылась первая постоянная экспозиция — «Историческое и революционное прошлое края». Чуть позже появилась самая старая из ныне действующих выставок — экспозиция «Карельский перешеек в годы Великой Отечественной войны» (сейчас она называется «Выборг в годы Второй мировой войны»).В 2015 году произошла реорганизация музея. На базе Выборгского замка создан «Историко-архитектурный музей-заповедник „Выборгский замок“ и историко-этнографический музей-заповедник „Ялкала“», директором которого стал Владимир Олегович Цой. Начинается реконструкция замка.

Музей-усадьба «Архангельское» находится в Красногорском районе Московской области, на 20 километров западнее Москвы. Эта усадьба — уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций. Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым. Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание последней владелицы усадьбы княгини З.Н. Юсуповой сыграло важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 года вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 года музей в усадьбе был открыт для посетителей. 

Ясная Поляна — музей, открытый в 1921 году в родовом имении писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь классик мировой литературы прожил более 60 лет; здесь он появился на свет и был похоронен. Именно в Ясной можно по-настоящему «окунуться» в мир Толстого и его произведений — ежегодно в этот знаменитый литературный музей приезжает огромное количество людей со всего мира. По своему статусу Ясная Поляна — мемориальный и природный заповедник с уникальным ландшафтом, создававшимся на протяжении 18 и 19 столетий. Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более девяноста лет — по образцу последнего года жизни Толстого. Вместе с тем Ясная Поляна продолжает оставаться настоящей «живой» усадьбой, где сохраняются многие виды хозяйственной деятельности. Развивается и музей, постепенно становясь признанным культурным центром мирового значения.

Российский этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. Однако каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу. Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». В собрании музея около 700 тысяч единиц хранения, в том числе вещевые и иллюстративные памятники, фотодокументы и книги, архивные материалы по 158 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию, но, в связи с отсутствием необходимых музейных площадей, сегодня мы можем увидеть лишь небольшую часть этого богатейшего собрания. 

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО. История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. В настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.

Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник “Парк Монрепо”, назывался раньше Замковым островом (швед. Slottsholmen, фин. Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» учрежден постановлением Совета Министров РСФСР №30 от 22 января 1988 г. «Об организации историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо». В марте 1988 г. была образована дирекция музея-заповедника. 

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов – первый человек в России, в честь которого был возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901–1904 годах по Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности. Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем строящегося «храма-памятника». Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея – часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.

Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник – последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Созданный талантом архитектора Н. П. Краснова в первом десятилетии прошлого века дворец и поныне привлекает к себе путешественников из разных уголков земного шара. Дворец, возведенный в стиле Итальянского возрождения напряженным трудом талантливых и умелых строителей, по праву считается живописнейшим строением в окрестностях Ялты. Каждый из фасадов дворца имеет свой собственный неповторимый облик.

14

Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя – самое крупное музейное объединение города, изучающее его историю от основания в 1783 году до настоящего времени. Музей образован в 1960 году на основании объединения Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» и Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» Панорама была открыта 14 мая 1905 г. Первоначально живописное полотно было создано художником-баталистом Ф.А. Рубо. Во время Великой Отечественной войны панорама была разрушена, фонды полностью утрачены, 2/3 живописного полотна было спасено. 16 октября 1954 г. воссозданная коллективом советских художников панорама была открыта вновь. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» была открыта 4 ноября 1959 г. Автор диорамы – заслуженный деятель искусств П.Т. Мальцев. В 1963 – 1973 гг. в состав Музея были включены следующие объекты:– Оборонительная башня Малахова кургана;– Дом-музей севастопольского подполья;– Собор Св. Равноапостольного князя Владимира – усыпальница выдающихся флотоводцев-адмиралов. 30 сентября 2015 г. в ведение Музея передано здание кинотеатра «Украина», построенное в 1955 г. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г. № 2073-р  Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854 – 1855 годах «Исторический         бульвар», Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854 – 1855 годах, 1941    – 1944 годах «Малахов курган», Мемориальный комплекс «Сапун-гора» и от 12.02.2016 г.         № 206-р – кинотеатр «Украина» отнесены к объектам культурного наследия федерального             значения. Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2015 г. № 559 Музей отнесен             к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

В музее можно ознакомится с Залом, посвящённым рождению города Севастополя и Черноморского флота, Орденами и знаками Османской империи  XIX века, Декоративной фаянсовой посудой с росписью, посвящённой Балаклавскому сражению, боеприпасами времён Великой Отечественной войны, предметами найденными в штольнях Инкермана, Анфиладой батарей, Диорамой Балаклавского сражения 25(13) октября 1854 г., ударно кремниевыми пистолетами и многими другим экспонатами представленными в музее

Впервые вопрос об открытии музея в г. Ростове-на-Дону был поставлен в 1862г. городским головой А.М. Байковым с тем, чтобы он явился «хранилищем образцов народных богатств края, памятников его славного прошлого и свидетелей его современного культурного роста».В связи с образованием в 1926 г. Северо-Кавказского края было решено реорганизовать Донской музей и создать Северо-Кавказский музей горских народов. 700экспонатов были переданы во вновь созданный музей.В 1937 г. была поставлена новая задача: в связи с образованием Ростовской области в здании на ул. Пушкинской, 204 создать Областной музей краеведения. Известен музей своими социально-значимыми проектами «Музей и власть», «Забытый полк», «Дон–наш общий дом», «Мир народам Кавказа через культуру», «Русь святая, храни веру православную», в рамках которых формирует историческое мировоззрение электората, борется с фальсификацией военной истории, знакомит с культурой народов Дона, пропагандирует христианские ценности.

Владимирский музей основан в 1854 году «по заключению» губернского статистического комитета. Главным инициатором его создания выступил большой знаток истории края К.Н. Тихонравов. Видная роль в пополнении музейных коллекций принадлежала также замечательным владимирским краеведам И.А. Голышеву, Н.А. Артлебену и другим представителям передовой интеллигенции. Созданный стараниями энтузиастов-одиночек, музей ютился первоначально в одной из комнат губернской гимназии, а в 1879 году после смерти К.Н. Тихонравова, оказался закрытым. Заслуга в возрождении музея принадлежит Владимирской учёной архивной комиссии. 29 мая 1900 года на средства, собранные через пожертвования, началось строительство музейного здания по конкурсному проекту архитектора П.Г. Бегена.

В настоящее время Новочеркасский музей истории донского казачества представляет собой сложившийся музейный комплекс, включающий Дом-музей художника-баталиста М. Б. Грекова, Дом-музей художника И. И. Крылова, Атаманский дворец, исодержит в своих фондах реликвии донского казачества, связанные с лучшими его традициями. Его богатейшая коллекция не имеет аналогов в мире и насчитывает свыше 200 тысяч предметов. Уникальной в составе собрания является коллекция холодного и огнестрельного оружия XVIII-XIX вв., большую часть которой составляет наградное оружие представителей Военного генералитета и офицеров Донского казачьего войска. Гордость музея – единственная в мире коллекция казачьих знамен, бунчуков, полковых штандартов донского казачества XVIII-XIX веков. Живописное собрание музея включает в себя коллекцию парадного казачьего портрета XVIII в. «донская парсуна», произведения Н. Н. Дубовского и других художников-передвижников.

В 1981 г., в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 344 «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры г. Таганрога Ростовской области», Таганрогский краеведческий музей и литературный музей А.П. Чехова были преобразованы в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник (ТГЛИАМЗ). Впервые в практике музейного дела РФ, в масштабах города осуществилась централизация управления и планирования, единая система учета, хранения, научного комплектования и изучения фондовых коллекций, единая финансовая и хозяйственная деятельность. К началу 2000-х годов в Таганроге сложилось крупное музейное объединение: 7 музеев и около 30 объектов музейного показа, связанных с историей города, жизнью и творчеством А.П. Чехова. Структура музея-заповедника соответствует профильным направлениям существующих и будущих экспозиций. Литературная часть объединяет собственно Литературный музей А.П. Чехова, мемориальные отделы – «Домик Чехова» и «Лавка Чеховых», музей И.Д. Василенко, а также весь комплекс чеховских памятных мест в городе. Историческая часть – это Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки), музей А.А. Дурова, музей «Градостроительство и быт г. Таганрога».

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО. История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. В настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.Областной музей — ровесник Калининградской области. 7 августа 1946 года, приказом Областного управления по гражданским делам «Об организации культурно-просветительных учреждений области» был создан Областной краеведческий музей. До апреля 1949 г. музей не имел собственного здания и размещался временно в небольших помещениях. В 1949 г музей был переведен в здание на улице Б.Хмельницкого, дом 19/21, в котором находился 22 года. В музее работали 16 научных сотрудников. Они комплектовали фонды будущего музея и в день пятилетия области была открыта постоянная экспозиция музея, которая включала в себя разделы по природе и истории Калининградской области. За годы существования музея сотрудниками был собран обширный материал, особенно по теме Великой Отечественной войны, и в 1968 г. был открыт первый филиал областного музея — «Блиндаж», где 9 Апреля 1945 г. было принято решение о капитуляции фашистского гарнизона крепости Кенигсберг. С 1990 г музей стал объединением «Калининградский областной историко-художественный музей и его филиалы», в которое в настоящее время входят 3 филиала (музеи «Форт №5» и «Бункер», мемориальный музей К. Донелайтиса) и головной музей на ул. Клинической, 21, торжественное открытие экспозиции в котором состоялось в 1991 г. Здание головного музея – это бывший Концертный зал Штадтхалле, построенный в 1912 году по проекту берлинского архитектора Рихарда Зееля.

 

История суворовского дома, что расположен в самом центре города Кобрина, берет свое начало в ХVIII веке. С незапамятных времен этот дом украшает улицу, которая в конце ХVIII века называлась Губерниальной, а теперь – улицей Суворова.

С 1795 года этот дом принадлежал великому российскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Это был городской дом Суворова, который он получил вместе с землями имения Кобринский ключ. В указе императрицы Екатерины II говорилось: «В воздаяние знаменитых заслуг нашего генерал-фельдмаршала графа Александра Суворова-Рымникского всемилостивейше пожаловали мы ему в вечное и потомственное владение … Ключ Кобринский с прочими ключами, фольварками и селениями…»

После смерти полководца дом неоднократно менял своих владельцев. Но среди горожан сохранилась память о самом именитом из них и поэтому за домом прочно и надолго закрепилось название «суворовский».Сегодня, кроме двух постоянных экспозиций, в стенах музея действуют различные временные выставки, общее число которых за эти годы давно перевалило за сотню. Благодаря выставочным залам, кобринские художники имеют возможность представлять на суд зрителей свои произведения, а любители старины, истории и искусства могут полюбоваться на иконы, картины, предметы этнографии и быта, и многое другое. В 2006 году коллектив учреждения культуры «Кобринский военно-исторический музей им.А.В.Суворова» удостоен специальной премии Президента Республики Беларусь в номинации «музейное дело» за организацию выставочной деятельности.

В 2021 году Кобринский военно-исторический музей им.А.В.Суворова отметит свой 75-летний юбилей. Кобринский музей хорошо известен не только в Беларуси, но и во многих странах СНГ и дальнего зарубежья благодаря тому, что за прошедшие годы его двери были открыты миллионам посетителей

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится  более 79000 предметов. В документальном фонде (более15000 предметов) –- хранятся рукописи и другие материалы по жизни и творчеству М.А. Шолохова, культуре донского края, общественно-политической жизни, краеведению, среди которых автографы, письма, записки, грамоты, карты, схемы, вырезки и т.д.  Самое ценное в нем – автографы писателя, его переписка, документальные свидетельства депутатской деятельности М.А. Шолохова. В книжный фонд (свыше 20000 предметов) вошли первые издания произведений М.А. Шолохова и издания на различных языках народов мира, книги с автографами писателя, литература о его творчестве, а также брошюры, альбомы, атласы, журналы, газеты. В фонде фото-кино-фоноисточников (20000 предметов) хранятся негативы, фотографии, слайды, диапозитивы, магнитофонные, кино- и видеозаписи, граммпластинки. Богатейший  фотоматериал отображает  жизнь и творческую деятельность писателя в разные годы. Киноискусство представлено уникальной коллекцией документальных фильмов, художественными фильмами по произведениям Шолохова и видеофильмами о музее-заповеднике. В фонозаписях хранится голос писателя, литературные радиопередачи по его творчеству, народные казачьи песни. Фонд вещественных памятников (более 10000 предметов) содержит коллекцию мемориальных вещей писателя и его супруги, краеведческие материалы, предметы казачьего быта. В фонде  изобразительного искусства (более 5000 предметов) собраны произведения живописи, графики, скульптуры,  созданные на основе и по мотивам творчества М.А. Шолохова. Каждый предмет по-своему уникален, имеет художественную и научную ценность. Значительная их часть представлена в постоянно действующих экспозициях и на передвижных выставках.

Ялтинский историко-литературный музей был основан 8 октября (27 сентября по ст. с.) 1892 года при Ялтинском отделении Крымского горного клуба по инициативе врача-климатолога В. Н. Дмитриева, военного инженера А. Л. Бертье-Делагарда и других видных ялтинцев. С 1902 года экспозиция музея размещалась в собственном здании Горного клуба на Набережной. В 1918 году музей был преобразован в самостоятельный Ялтинский естественно-исторический. В 1924 году был переименован в музей краеведения. В 1932 году музей был организационно объединён с Восточным музеем. В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск.  После освобождения Ялты 16 апреля 1944 года уже через 7 дней (23 апреля) музей возобновил свою работу. С 1957 года в состав музея входит литературно – мемориальный дом-музей писателей К. А. Тренева и П. А. Павленко (в настоящее время находится на реставрации).С 1970 года  филиалом стал литературно-мемориальный дом-музей писателя Н. З. Бирюкова. В этом же  году  был образован музей под открытым небом «Поляна сказок», который до 1991 г. входил в структуру музея на правах отдела. В 1977 году  был открыт отдел «Прогрессивная русская и украинская культура и литература Ялты дореволюционного периода» (ныне отделы «Культура Ялты конца ХIХ – первой четверти ХХ вв.» и «Музей Леси Украинки»). В 1985 г. был упразднён отдел природы, и музей стал называться Ялтинским историческим. В 1989 году  был создан и вошел на правах отдела  «Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе» (с 1999 г. – самостоятельный музей). В 1990 г. музей получает название Ялтинский государственный объединённый историко-литературный музей, а в 2003 г. – Учреждение культуры Ялтинский историко-литературный музей. С 1996 года в музее проводятся научные Дмитриевские чтения по истории Южного берега Крыма. В течение 130 лет формируются фонды музея, в которых на сегодняшний день насчитывается более 150 тыс. единиц музейных предметов. Музей сегодня – это уникальный комплекс, объединяющий исторические и литературные экспозиции. Экспозиции размещены в старинных особняках – памятниках архитектуры, истории и культуры, находящихся в историческом центре Ялты. Сегодня Ялтинский историко-литературный музей – единственный музей на Южном берегу Крыма, где можно познакомиться с историей ялтинского региона с древнейших времён до современности.