Баннер: Правительство Республики Крым Баннер: Министерство культуры Республики Крым Баннер: Минкультуры России Баннер: Культура.РФ Баннер: «Культура. Гранты России» Баннер: Карта гостя Крыма и Севастополя Баннер: Памятные  даты  военной  истории  Отечества Баннер: «Интернет-портал «Культура. Гранты России»

Имя графа Воронцова — одно из самых известных имен среди военных и государственных деятелей Российской империи.  Отдав четверть века военным подвигам, он, уйдя в отставку, посвятил себя государственной службе, заслужив любовь и уважение не только на юге России, но и на Кавказе. Глубокое и всестороннее образование М.С.Воронцова, его доброжелательное отношение к развитию науки и образования во многом способствовали успешному развитию Новороссийского края и Кавказа.Мы до сих пор можем любоваться храмами, созданными при участии графа Воронцова.

Строительство новых храмов было необходимо для развития Таврической губернии, поэтому уже в 30-е годы XIX века в губернском правлении были составлены планы на строительство церквей, определены сметы.

Когда по Высочайшему Указу южнобережная Ялта приобрела статус уездного города, она абсолютно не напоминала маленькую рыбацкую деревеньку. В будущем городе  имелись здания из двух и более этажей, были мол, пристань, набережная, почта, таможня, полицейский участок, рынок, банковская контора, различные магазины, лавки, ремесленные мастерские. Но не хватало Ялте главного городского храма и, конечно, этот проект не мог остаться без содействия Михаила Семеновича. Церковь св. Иоанна Златоуста строилась за счёт казны при непосредственном присмотре графа Воронцова.

Место под будущую церковь выбрали на Поликуровском холме на высоте сорока пяти метров над уровнем моря. С этого места открывался прекрасный вид на город, который позднее оценит император Николай I. Первые  представленные на утверждение  чертежи будущего храма были не вполне удачны, поэтому Михаил Семенович поручает архитектору Одесского строительного комитета Г.И. Торичелли «начертать планы и фасады церкви, ибо представленные ранее — негодны». Торичелли разработал проект двух похожих храмов. Один из них будет воплощен в Ялте, другой – в Мошненском имении графа Воронцова в Малороссии.

Руководили работами по воплощению в жизнь проекта Г.И. Торичелли  Филипп Федорович Эльсон — первый архитектор Южного берега Крыма и позднее сменивший его на посту первого архитектора —  Карл Иванович Эшлиман. На постройку храма в Ялте было выделено из казны 44 701 рубль.

Из переписки одесского градоначальника А.И. Казначеева с генерал-губернатором Новороссийского края М.С Воронцовым, 1834 г.:

«Основание Ялтинской церкви мы с Эльсоном очертили и копку фундамента начали. Камень Бутовой подрядили. Вся эта работа обойдется дешево. Церковь слишком велика и равняется со многими Соборами; она-то будет дорога. Одни леса не менее 18 тыс. рублей стоят; сильныя укрепления высоты церковной на юру, так сказать, потребуют страшных издержек»[1].

«Я выслушал внимательно замечания Эльсона на щот церковных планов Торичелли. Он находит рисунки очень хорошими, но вместе с тем находит в них много несообразного с Архитектурою, много несоразмерности в пропорциях, а главное то, что некоторые части плана или неудобоисполнительны, или вовсе невозможны в исполнении» (сохранена орфография автора)[2].

«Основание церкви Ялтинской Эльсон назначал и развивал в присутствии Вашем по плану и размерам Торичелли»[3].

Строилась церковь из пиленных известковых блоков, окрашенных в желтые тона, в стиле псевдоготики. Увенчан был храм пятью куполами, покрытыми сусальным золотом. Трехъярусная колокольня, возвышающаяся на 45 метров над уровнем моря, получила статус «главного градостроительного и навигационного ориентира города». Храм хорошо был виден мореплавателям,  поэтому вскоре был включен в международные лоции Черного моря. 

 16 сентября 1837 года архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым) был совершен чин торжественного освящения собора во имя Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. 

17 сентября 1837 года (по старому стилю), в Ялту прибыл император Николай I с семьей. Посетив графа Воронцова в его Алупкинском имении, император по пути заезжает и  в Ялту.

Воспитатель наследника-цесаревича Семен Андреевич Юрьевич так описывал этот день: «Мы заезжали в церковь премилой готической архитектуры, только вчера к приезду освященную, отслужили молебствие. В таможенном доме графиня Воронцова угощала нас завтраком – макароны, приготовленные по-итальянски. Понравились государю. Государь повелел возвести Ялту в достоинство города, указал план для строений и улиц, и повелел увеличить место для гавани. Провозглашение совершалось в таможенном доме. Император Николай Павлович, с бокалом в руках, провозгласил Ялту уездным городом и выпил за ее процветание».

В те же 1830-е годы по похожему проекту была построена церковь святого Фёдора Стратилата в Алуште.

 В книге «Путеводитель по Крыму» за 1883 год (автор —  Г.Караулов и  М.Сосногорова) говорится:

«Главное украшение Алушты составляет красивая православная церковь с колокольней готической архитектуры… Церковь эта, во имя св. Фёдора Стратилата, построена во время управления Новороссийским краем кн. М.С. Воронцова»[4].

Работы по строительству церкви взял на себя керченский купец Карл Томазини со своим братом Иваном.

«Томазини в Керчи, и я его ожидаю со дня на день для заключения контракта на построение Алуштинской церкви»[5].

«Еще прошу приказать, кому сдать Ваши деньги, полученные мною из Приказа под залог Айденила и Марцияны. Вы поручили мне их давать в случае недостатка в татарском сборе, на строения Алуштинской и Ялтинской церквей; из них уже выдано несколько тысяч Томазини»[6].

Назвали новый храм в честь не сохранившегося средневекового храма в окрестностях Алушты в крепости Фуна и храма XV века в пещерном монастыре княжества Феодоро (Челтер-Коба), во имя великомученика Феодора Стратилата. Церковь была заложена 1 октября 1837 года.

 Руководил строительством храма городской архитектор Яков Колодин, который был очень дружен с Г.И. Торичелли. Работы проводились под надзором более опытных архитекторов К. И. Эшлимана и С. Дево. Храм, построенный в псевдоготическом стиле, напоминал сельские церкви в Англии. В 1841 году по чертежам губернского архитектора Степана Дево церковь была обнесена металлической оградой на каменных столбах.

10 октября 1842 года Таврический губернатор М. М. Муромцев доложил графу М. С. Воронцову: «Церковь в г. Алушта во имя святого великомученика Феодора Стратилата постройкой совершенно окончена…».

Ещё один архитектурный шедевр, возведенный по чертежам Г.И. Торичелли – это  церковь св. Захария и Елизаветы в имении Ак-Мечеть графа Воронцова.

Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. Построен храм в 1838 году.

Храм Елизаветы и Захария, как и Ялтинский храм Иоанна Златоуста, был прекрасным ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой восьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов». Интересным моментом истории храма является тот факт, что во время Крымской войны в колокольню попало турецкий снаряд.  Властями Российской империи это было расценено как преступление против Православной веры. Турция выплачивала контрибуцию за этот выстрел долго, почти до середины 20-х годов XX столетия.

При содействии Михаила Семеновича возводятся даже небольшие домовые церкви в дворянских поместьях.

« Шатилов (Иван Васильевич – прим. Авт.), доканчивающий возложенную Вами на него должность присматривать за мною, просит напомнить Вам о Вашем обещании поручить Торичелли составление плана для Мухаломской (Мухалатской – прим. Авт.) церкви, которая должна быть 6 сажень длиною и 6 сажень шириною. Капитала на создание храмика сего Шатилов назначил 16500 рублей. Впрочем, не много более суммы и размера не остановит постройки, лишь бы Церковь вмещала до 100 человек» (сохранена орфография автора) [7].

«Планы для церкви Шатилова при письме Вашего Сиятельства от 9-го мая, я получил и отправил в Мухолатку. Шатилов посоветуется с Гунтом и верно составит что-нибудь хорошее. Надобно признаться, что видно у Торичелли и Боффы не случилось вдохновения при составлении церковных планов. Шатилов пишет мне, что он думает лишь о том, чтобы не сделать в планах перемен, которые бы Вам не понравились; авось Гунт согласит и то и другое»[8].

«Веди жизнь такую, чтобы все сокрушались о твоей смерти». Таким был отцовский наказ и заповеди этой Михаил Семенович Воронцов следовал всю свою жизнь.


[1] Казначеев А.И. Партикулярные письма графу М. С. Воронцову, 1828-1837 : [из собр. Гос. истор. музея]. Издательство Новый хронограф, Москва, 2015. С. 194

[2]  Там же, ст. 194

[3] Там же, ст. 196

[4] Сосногорова М.А., Караулов Г.Э., Вернер К.А., Головкинский Н.А. Путеводитель по Крыму. — К: Издательский дом «Стилос», 2010. — 416 С.

[5] Казначеев А.И. Партикулярные письма графу М. С. Воронцову, 1828-1837 : [из собр. Гос. истор. музея]. Издательство Новый хронограф, Москва, 2015. С. 212

[6] Там же, ст.212

[7] Там же, ст.250

[8] Там же, ст. 254

                                                                Младший научный сотрудник

                                                                 К.А. Галан