Баннер: Правительство Республики Крым Баннер: Министерство культуры Республики Крым Баннер: Минкультуры России Баннер: Культура.РФ Баннер: «Культура. Гранты России» Баннер: Карта гостя Крыма и Севастополя Баннер: Год театра Утвержденный логотип празднования 75-летия освобождения Крыма от фашистских захватчиков

И. Плужник,
старший научный сотрудник
ГБУ РК «АДПМЗ»

В графической коллекции Воронцовского дворца хранятся работы Василия Кузьмича Змиевского — архитектора и талантливого художника – графика (1909 – 1993), которому 8 марта 2019 года исполнилось бы 110 лет. В музейный фонд его картины, этюды, наброски были в течение последних двенадцати лет переданы его родной племянницей, архитектором Леонилой Георгиевной Вислобоковой.

В.К. Змиевский

В.К. Змиевский много лет отдал живописи и графике, которые для него были больше, чем увлечение. Искусство было его жизнью, в которую он вложил душу, мечты, фантазии, свое видение мира. Произведения этого незаурядного человека находятся также в коллекциях музеев Крыма, Московском музее архитектуры.  

Василий Кузьмич Змиевский прожил достаточно долгую, полную событиями жизнь творческого человека, довольно типичную для его поколения. В ней было все: тяжелые детство и юность, каждодневный огромный труд, война, творческие свершения. Его профессиональное становление совпало со временем глубоких социально-экономических изменений и исторических испытаний 1920-х – 1940-х годов. В жизни человек очень деликатный, немногословный, Змиевский «выплескивал» свои внутренние эмоции, раздумья, наблюдения на листы, которых за свою жизнь он создал сотни и сотни…. Множество картин, эскизов, рисунков, разнообразные варианты его работ убедительно говорят о мере этого труда, высоком чувстве ответственности и постоянном стремлении к совершенству.

В. К. Змиевский за работой
В. К. Змиевский за работой. 1950-е г.г. (Из семейного архива Л.Г. Вислобоковой)

Василий Кузьмич Змиевский родился в 1909 г. в г. Николаеве в простой небогатой семье, был самым старшим из 4-х братьев. Там прошли его детство и ранняя юность, совпавшие с драматическими событиями страны: революцией, гражданской войной, голодом, страхом. Родители заметили раннюю тягу мальчика к рисованию и поддержали его, когда он решил стать архитектором. Ближайшим городом, где можно было получить эту специальность, была Одесса. В 1929 г. молодой Василий стал студентом архитектурного факультета Одесского художественного института и на четыре года погрузился в шумную, бурную творческую жизнь южного города с давними художественно- архитектурными традициями.

Одесский художественный институт в конце 1920-х-начале 1930-х г.г. был центром культурной жизни Одессы. Будущих художников, скульпторов и архитекторов готовили 43 преподавателя, многие из которых получили образование в университетах Москвы, Берлина, академиях художеств Москвы, Кракова, Парижа. В институте действовали три архитектурные мастерские, которыми руководили М.Ф. Покорный, О.Д. Зейлигер, профессор М. В. Замечекмастер старой классической школы, выпускник Петербургской Академии художеств, автор проектов зданий в стиле модерна домов в Петербурге, Архангельске, Чернигове, Харькове.   

В период учебы будущий зодчий, студент Змиевский, вместе с сокурсниками пытался в своих работах запечатлеть былую красоту Одессы. Под руководством М.В. Замечека и его коллег студенты не только делали обмеры, но и разрабатывали проекты реставрации наиболее интересных архитектурных зданий. Понимая невосполнимость уходящей старины, преподаватели и студенты зарисовывали и обмеряли архитектурные объекты, среди которых были замечательные образцы одесского ампира.

Одесса. Оперный театр. (Фотография из открытых источников).

За время, проведенное в Одессе, в этом городе искусств, музее архитектурных стилей и великолепных классических ансамблей, зданий и лестниц, каскадом спускающихся к морским гаваням, студенту Змиевскому удалось понять, что такое «архитектура». В институте он приобщился к настоящей профессиональной культуре, получил навыки самостоятельного мышления и творческой дисциплины, понял закономерности построения архитектурного образа. В художественном институте наравне с классическим изучением памятников зодчества, учили разрабатывать проекты новой авангардной архитектуры, студенты знали их мировых лидеров Ле Корбюзье и Гропиуса.

Время учебы пролетело быстро. В 1933 году после окончания института выпускник архитектурного факультета Василий Змиевский принял решение из Одессы переехать в Москву. В тот период в столице проводились крупномасштабные работы по преобразованию города: благоустраивались рабочие окраины, застраивались жилые кварталы, проводились интенсивная реконструкция и строительство промышленных предприятий. Молодые специалисты — архитекторы были востребованы. В 1933 году в столице был создан Отдел планировки Моссовета (позднее – архитектурно-планировочное управление и 11 планировочных мастерских). Сотрудником одной из планировочных мастерских стал молодой специалист Змиевский. Эти годы работы в столице стали для него временем становления профессионального архитектурного творчества. В 1935 году он получил членство во вновь образованном Союзе архитекторов СССР.

Москва. ВДНХ
Москва. ВДНХ. (Фотография из открытых источников).

Личная жизнь складывалась также удачно. Его супругой стала коллега, Яковлева Надежда Владимировна, архитектор, работавшая в мастерской знаменитого зодчего А.В. Щусева.

В 1938 г. в составе группы московских архитекторов   Змиевский с супругой на несколько лет отправились в непростую, но творчески интересную командировку — в столицу советской Киргизии г. Фрунзе (ныне – Бишкек).  Там ему совместно с коллегами предстояло участие в создании Генерального плана строительства.

Здание дома правительства г. Фрунзе (Бишкек). 1936 г.
Здание дома правительства г. Фрунзе (Бишкек). 1936 г. (Фотография из открытых источников).

Молодая советская республика, где разворачивалось масштабное строительство, нуждалась в помощи профессиональных архитекторов. Для Василия Змиевского, как и для других молодых московских архитекторов, эти годы стали ценным профессиональным опытом: при создании жилых и общественных сооружений, возводимых на основе современных требований, творчески использовались и совмещались элементы классического и национального стилей, народных киргизских традиций в декоративном оформлении зданий. Перед самой войной семья архитекторов вернулась в Москву.

Тревожной и тяжелой осенью 1941 г., когда решалась судьба страны, Змиевский находился в Москве, хотя у него была возможность эвакуироваться.  В начале октября 1941 г. Народным Комиссариатом обороны СССР он был направлен на строительство оборонительных сооружений под Москвой.  В прифронтовой полосе, особенно на юго-западных рубежах, ситуация была очень сложной: нередко управление было не эффективным, руководство давало противоречивые указания, участились налеты вражеской авиации. Но работать приходилось вопреки всем трагическим обстоятельствам: вместе с сотнями тысяч других москвичей рыть в ранние морозы окопы, сооружать инженерные заграждения, причем, часто без необходимых инструментов и обмундирования.  Ночами – дежурство в помещениях архитектурных мастерских во время вражеских бомбежек. Кроме того, здание необходимо было отапливать, одному в темноте разгружать дрова, которые в Москве ночью для различных учреждений подвозили трамваи. Кубометры дров с трамвайных площадок требовалось разгружать очень быстро, буквально, за считанные минуты. Эта напряженная работа впоследствии стоила Василию Кузьмичу болезни сердца.

После того, как враг был отброшен от столицы, Змиевский продолжил профессиональную деятельность. Очень медленными темпами, но все-таки возводились новые жилые здания, куда переселялись жители Москвы, оставшиеся без крова во время бомбежек.

После окончания войны Василий Кузьмич продолжил работу в Управлении Генплана Москвы в должности ведущего архитектора, позже был назначен архитектором Киевского района столицы, одного из самых крупных в столице, расположенного по обеим сторонам реки Москвы. Это было время реализации пятилетнего плана восстановления Москвы и ее городского хозяйства. Работа была напряженной, но интересной.  

В 1953-м г.  В.К. Змиевский, состоявшийся и опытный зодчий, получил направление в Китайскую Народную Республику для оказания помощи в реализации Генерального плана строительства и реконструкции столицы Китая – Пекина.  Группа советских специалистов принимала непосредственное участие в проектной работе совместно с архитекторами Китая, делясь с ними своим опытом и знаниями. В их числе был и В.К. Змиевский, за плечами которого был большой опыт работы на строительстве значимых объектов Москвы. Градостроительство КНР развивалось в специфических условиях, связанных с необходимостью преобразования китайских городов. Страна только начала восстановление народного хозяйства после иностранной экспансии и войны, закладывалась ее индустриальная база.  Работа в Китае для Василия Кузьмича была очень интересным не только профессиональным, но и культурологическим опытом. Бережное отношение к национальной традиционной архитектуре сочеталось с вниманием к вопросам современного зодчества, развитием национальных форм искусства. Змиевский знакомился с древней китайской культурой, наблюдал за работами по охране и реставрации памятников китайского зодчества, древних храмов, дворцов, пагод.

Здания в центре Пекина. 1950-е гг.
Здания в центре Пекина. 1950-е гг. (Фотография из открытых источников).

Ничто так не сплачивает людей творческих профессий, даже разных культур и стран, как совместная созидательная работа, в которой есть общая устремленность, атмосфера доброжелательности, творческое взаимообогащение. С коллегами из Китая у Василия Кузьмича сложились самые теплые дружеские отношения. После окончания командировки он долго переписывался с китайскими архитекторами и градостроителями.

В 1950-1970-е годы в напряженном ритме работы столичным архитектором Василий Змиевский всегда находил время для занятия живописью и графикой. Живопись была для него более, чем увлечение. Это была страсть, в которую он вложил всю свою душу, фантазии и собственное оригинальное видение мира. В.К. Змиевский был художником по призванию, прекрасным колористом, тонко чувствующим цвет. В течение десятков лет участвовал в столичных художественных творческих выставках. Ежегодно приезжал в Крым, Ялту, где создал множество пейзажных этюдов. Свои произведения автор выполнял в оригинальной авторской технике (акварель, гуашь, тушь), в них автор воплощал свои реалии и грезы: натурные пейзажи, созданные часто «a la prima» силой непосредственного впечатления, рисунки с выразительной линией, запоминающиеся абстрактные работы с авторской проекцией осознания мира.

В.К. Змиевский любил писать акварелью, следуя «живописному» подходу в этой технике. Ему нравился широкий диапазон ее возможностей, позволяющий решить в этой технике самые сложные образные задачи. Нравилась ее «мобильность», возможность импровизации, активное воздействие техники на мысли и чувства автора. У автора был живописный подход к акварели. Художника влекла «звучность» акварельного цвета на белой поверхности бумаги, градации от тонких прозрачных и легких оттенков до напряженной корпусной живописной «кладки», дающей колористическое наполнение формы как бы изнутри. Лист за листом, рисунок за рисунком – пейзаж, море, загородные ландшафты средней полосы России, море, скалы Восточного Крыма – и перед нами целый мир, воссозданный художником, своеобразный поэтический рассказ о нем.

Крымский пейзаж. 1973 г.
Крымский пейзаж. 1973 г. (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ).

Автор особое предпочтение отдавал жанру пейзажа. Мир пейзажей у Змиевского емкий, многомерный, динамичный, как сама природа. Им создано огромное количество натурных этюдов, вполне завершенных по своей образной структуре, написанных увлеченно и нередко всего за несколько часов напряженной работы. Интерес к пейзажам у автора не случаен. Со скрупулезностью архитектора он прорабатывает   планы, продумывает масштабную дифференциацию, композиционное построение каждой работы.

Многие акварельные работы художника созданы в 1970-1980-е г.г., впрочем, эта техника всегда занимала значимое место в его творчестве.   

В музее хранятся акварельные работы В.К. Змиевского, посвященные Крыму, которому он всегда отводил особое место в своем творчестве. С полуостровом его соединяли, помимо любви к прекрасным ландшафтам, солнцу, морю еще и родственные связи. В Ялте многие годы жили его любимые племянники, семейная чета архитекторов: Лина Георгиевна Вислобокова и Владимир Феликсович Стемпинский. Они были тонкими ценителями творчества Василия Кузьмича Змиевского, часто первыми зрителями и добрыми объективными критиками. В этой семье зодчих все было наполнено абсолютной любовью. Именно в таких семьях и можно встретить настоящий талант. Творчество пронизывало и освещало жизненный путь этих людей, став его неотъемлемой частью.

Зеленая тяжесть лета. 1977 г.
Зеленая тяжесть лета. 1977 г. (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ»).

Василия Змиевского всегда манил южный берег, маленькая страна, где царит тепло, светит щедрое солнце и стоит над землей небо с прозрачными облаками. Много путешествовал по Восточному Крыму, писал скалы Карадага, Судак, Генуэзскую крепость. Горы, долины, буйство зелени, море, то тихое, то штормовое море нашли в авторе тонкого и самобытного интерпретатора. Желание познать и передать тайну красоты крымской природы проявились в крымских пейзажных сериях: «Восточный Крым», «Южнобережный Крым», «Горный Крым».

В серии этюдов «Восточный Крым» Змиевский максимально добивается своей цели: доносит до зрителя обобщенные образы Крыма, автор будто «разворачивает» пространство, придает небольшим по формату работам некую масштабность и звучность.  Композиция строится горизонтальными планами. Этюды природы восточного Крыма – это не только непосредственная фиксация наблюдений с натуры, а еще и обобщенный эстетический опыт, переосмысленные художественные впечатления. Художник создает величественный образ скал восточного Крыма, словно пишет их портрет, прослеживает их жизнь в разное состояние дня: на закате, в летний полдень, ранним утром.

Василий Змиевский очень любил писать природу средней полосы России. Среди всех времен года он особенно выделял зиму, которой также посвящена серия работ.

Зимний лес.
Зимний лес. (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ»).

В зимних этюдах он предстает тонким лириком, придавая пейзажам романтическую одухотворенность. Этим работам присущи внутренняя музыкальность, графическая завершенность мотива, поэтическая гармония природы. Легкими движениями кисти передает художник жизнь природы, поэтический облик любимого подмосковного пейзажа.  

Автор точно и тонко водными красками выражает пространство и глубину, живописную реальность, казалось бы, знакомого подмосковного ландшафта. Живое воображение Змиевского, его способность тонко руководить «спонтанными» разливами краски, уводит зрителя в свой сказочно – поэтический мир живой природы, где цвет утонченно сдержан, а формы тают, изящно расплываются и блекнут в дымке.

Из цикла «Голубая зима».
Из цикла «Голубая зима». (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ»).

Конец шестидесятых – начало семидесятых годов XX века стали новым этапом в творчестве Змиевского. Он прошел путь от натурных этюдов до образных обобщений, от внешней этюдности – к художественной завершенности, технической усложненности и мастерству. Язык творчества автора с годами трансформируется. От реалистичных пейзажей он идет к сильной и звучной абстрактно-экспрессивной цветописи.

Главным выразительным средством его произведений становится цвет, яркое красочное пятно, линия. Мир в работах Змиевского – это пространство узнаваемое и одновременно незнакомое, наполненное экспрессией, динамикой, ликованием. В художественной манере этого периода легко узнаваемы приемы абстрактного экспрессионизма. В серии работ «Двадцать пять опусов». 1977 г., хранящихся в фондах дворца-музея, автор последовательно экспериментирует с различными техниками и образным языком.

Цивилизация. Из серии «25 опусов».
Цивилизация. Из серии «25 опусов». (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ»).

Эту серию можно назвать цвето-пластическим действом с разнообразными сюжетами. Собранные вместе, они производят удивительно сильное и цельное впечатление. В них есть яркий художественный импульс, энергия жизни, есть приподнятость и драматичность чувств. В свободной экспрессии цветовых пятен, линий рождаются и исчезают мотивы солнца, космоса, яркого праздничного карнавала, безбрежного моря… Энергетический заряд его живописи передается зрителю, волнует, будит воображение, доносит до зрителя авторское открытие мира.

Конец 1960-х 1970-е годы для Змиевского стали периодом активной выставочной деятельности. Он — постоянный экспонент вернисажей, которые организует Главное архитектурно-планировочное управление г. Москвы, Московское отделение Союза архитекторов СССР. Тематика работ разнообразна: городские пейзажи меняющейся Москвы, Подмосковье с его неспешным ритмом шестидесятых годов, далекие отроги Тянь Шаня, Памира.  Автор писал акварелью, темперой, гуашью. Среди представленных работ много крымских пейзажей с видами Ай-Петри, водопада Учан-Су, улочками старой Аутки, Ялты, морского порта.

В.К. Змиевский был по натуре человеком очень деликатным, доброжелательным, всю жизнь стремившийся к познанию и самосовершенствованию. Круг его интересов был разнообразен. Он – постоянный посетитель всех художественных столичных выставок, своими наблюдениями и впечатлениями от того или иного вернисажа часто делился в письмах к любимым племянникам и друзьям. Особенно его интересовала техника произведений Георгия Верейского, известного мастера портретного рисунка, продолжателя традиции русского классического портретного рисунка. Змиевский в письмах к родным в Ялту отмечал талант рисовальщика, эмоциональную наполненность работ Верейского, разнообразную трактовку формы, живописное решение черного и белого. Василий Кузьмич живо интересовался экспозициями музеев, причем, не только столичных, но и крымских. Он был неутомимым собирателем книг по искусству, репродукций с известных произведений западных и русских художников. Внимательнейшим образом рассматривал какое-либо произведение, открывая в нем что-то новое для себя. Одна из комнат в его московской квартире служила мастерской, где он проводил многие часы, разрабатывал приемы авторской техники, его творческое развитие всегда было поступательным.

Движение. Из серии «25 опусов».
Движение. Из серии «25 опусов». (Собрание ГБУ РК «АДПМЗ»).

Каждый автор формирует запечатленный в картине мир из своего субъективного видения реальности, которую он хотел бы изобразить. Во всех акварельных сериях Василия Змиевского всегда развивалась тема пейзажа, пространство листа превращалось в эмоциональное произведение с оптимистическим восприятием окружающего мира, поэтичностью и лиризмом. В его абстрактных работах господствовала стихия цвета, порыв и движение.  В.К. Змиевскому, архитектору и художнику, было даровано умение видеть и желание запечатлеть цвет во всем его многообразии, рождающим реалии и грезы мастера, его стихию света и добра.

В.К. Змиевский со своей племянницей, архитектором Л.Г. Вислобоковой. Ялта. 1960-е г.г.
В.К. Змиевский со своей племянницей, архитектором Л.Г. Вислобоковой. Ялта. 1960-е г.г. (Из семейного архива Л.Г. Вислобоковой).

Использованная литература.

  1. Р.М. Муксинов. Н.С. Храмова. Архитектура города Бишкека. Традиции и современность. –Бишкек; -2010.
  2. «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга вторая. Архитектура зарубежных социалистических стран. Под редакцией Н.В. Баранова. Автор: Г.З. Лазарев. – Москва; — Стройиздат. -1977).      
  3. Г. Верейский. Акварели, рисунки. – Советский художник. – Москва; — 1973.
  4. Русская галерея //2007 — № 3.
  5. Русская галерея // 2006 -№№ 7-8.
  6. Русская галерея // 2009 -№ 3.
  7. Каталог IV выставки живописи и рисунка сотрудников главного архитектурно –планировочного Управления г. Москвы. — М; – 1968 – 1969.
  8. Каталог ежегодной выставки. Живопись. Рисунок. Скульптура. Главное архитектурно –планировочное Управление г. Москвы. Московское отделение Союза архитекторов СССР. Секция Московского Союза архитекторов при ГлавАПУ. – М; -1970.
  9. Каталог весенней выставки. Живопись. Графика. Союз архитекторов СССР. Московская организация. – М; — 1971.
  10. Каталог осенней выставки работ московских архитекторов. 1976 г. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. – М; — 1976 г.
  11. Каталог выставки работ архитекторов –ветеранов революции, гражданской и Великой Отечественной войн и труда. Живопись. Акварель. Графика. Московская организация ордена В.И. Ленина Союза архитекторов СССР. Государственный НИИ Музей архитектуры им. А.В. Щусева. – М; -1976.