Основная экспозиция Массандровского дворца

Постоянно действующая экспозиция Массандровского дворца Александра III.

Постоянно действующая экспозиция Массандровского дворца Александра III.
В оформлении центрального вестибюля использованы элементы романской архитектуры X – XII в.в.: низкий вход, сводчатые перекрытия, толстые метровые стены и узкие, похожие на бойницы средневековых замков, окна. Массивная пологая арка разделяет вестибюль на две части. Некоторую суровость помещения смягчают панели, облицованные светлыми майоликовые изразцами  с кобальтовой росписью, выполненные в холодных голубых тонах, зрительно расширяющих небольшое пространство. Изразцовая плитка в интерьерах в конце XIX в. являлась новаторским приемом  в архитектурной практике. 

В первоначальной отделке художественная роспись потолка гармонично сочеталась с цветом панелей. Помимо стилизованного орнамента, в росписи панелей включены букеты цветов, выполненные с натуралистической точностью. Всю работу по изготовлению майоликовых изразцов для дворца выполнял бывший ученик М. Месмахера – Эмиль Кремер. Дворец был предназначен для летнего отдыха, поэтому отделка вестибюля должна была создавать ощущение прохлады, которое усиливало оформление пола, выложенного метлахской плиткой, и решение окон, декорированных цветными стеклами.

Бильярдная оформлена с использованием мотивов английского Возрождения. В лепном узоре потолка использованы элементы стиля «тюдор» (мастер Жилкин). Угловой камин в «викторианском» стиле –главная архитектурная деталь интерьера. Он декорирован резьбой по дереву, топка камина — из чеканной черненой меди (завод Карла Винклера, С.-Петербург). Для украшения дверей архитектор применил сложные техники обработки дерева: рельефную резьбу, инкрустацию, выжигание с подкраской. В экспозицию бильярдной включены произведения русских художников второй половины XIX в. Авторы этих картин работали по заказу членов царской семьи.

 

 

Александр III был увлеченным коллекционером  русской живописи, на основе его коллекции в Петербурге в конце XX в. был создан Русский музей. При входе в бильярдную комнату на стене слева представлено полотно Вильгельма Котарбинского «Песнь невольниц».
Сюжет картины навеян античной историей Италии. У художника отсутствует психологическая трактовка сюжета. Автор выделяет живописный строй, колорит. В этом зале также представлены два живописных произведения  из коллекции царской семьи «В окрестностях Алушты»  Владимира Орловского и «Подземная галерея в Эллоре» Василия Верещагина» (слева от двери).
Из бильярдной дверь ведет в парадную столовую.

Интерьер столовой оформлен в традициях средневековых замков Франции и напоминает рыцарский зал.  Стены украшены дубовыми панелями с рельефной резьбой в стиле «барокко».  На стенах и потолке сохранились фрагменты  многоцветных фресок (мастер  Салтыков). В экспозиции зала воссоздана обстановка столовых комнат рубежа XIX –XX в.в.
Камин у северной стены  оформлен в стиле французского Ренессанса.Портал камина облицован майоликовыми изразцами  в технике подглазурной росписи. В главной части столовой архитектор сделал акцент на встроенные выставочные  буфеты. Их украшают изделия из фарфора работы русских и западноевропейских мастеров XIX в. Обжитость этому помещению придает обеденный сервиз, изготовленный на фарфоровой мануфактуре М. С. Кузнецова.

На второй этаж в жилые комнаты царской четы ведет винтовая лестница южной башни дворца.
Поднявшись по ней посетитель оказывается в приемной Ея Императорского Величества, Императрицы Марии Федоровны.
Это небольшое помещение привлекает своей нарядной изысканностью: высокие дубовые панели, мягкие  формы дверных рельефов, сложный резной десюдепорт (наддверное украшение). Он декорирован объемной резьбой в виде декоративной гирлянды фруктов. Эта великолепная отделка делает приемную императрицы похожей на  изящную деревянную шкатулку. Лепнина потолка характерна для  стиля «рококо». Связующим элементом между покоями императора и императрицы служил коридор.
За коридором следует Приемная Его Императорского Величества. Декоративное  убранство зала решено в традициях стиля «жакоб». Встроенный книжный шкаф, зеркало-трюмо, трехгранный тамбур, панели, выполненные из красного дерева, создают торжественное единство интерьера.

На полках книжного шкафа выставлены поздравительные адреса,  полученные Императорской семьей по случаю  серебряной свадьбы Александра Ш и Императрицы Марии Федоровны (28 октября 1891 г.).  Два адреса  на немецком языке – от немецких обществ Москвы и Петербурга, один адрес – на русском языке, от латышских обществ. Резное дерево, сложный узор из металлических накладок, тисненая кожа, тонкая акварельная роспись делают их подлинными произведениями искусства.

Рядом с приемной Императора находится кабинет Александра III. Это самый большой зал из покоев II-го этажа. Северная часть кабинета акцентирована прямоугольной аркой.

 Ее обрамление, панели и двери выполнены из орехового дерева. Торжественность залу придает лепное оформление потолка с центральной розеттой и сложным узором. Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства  характерны для дворцовых интерьеров рубежа XIX – XX в.в.  Четыре кресла в стиле «ампир» были изготовлены  по эскизам известного архитектора  Монферрана для гарнитура вдовы императора Павла I. Стены кабинета украшают портреты членов императорской семьи. Слева и справа от деревянной арки – изображение Императора Александра Ш верхом на коне (художник  В. Сверчков).  По другую сторону – портрет его супруги – императрицы Марии Федоровны (художник В.Маковский).

https://www.traditionrolex.com/9

В центре ниши находится мраморный бюст Императора Александра II.
После осмотра императорского кабинета вы проходите в Спальню. Этот зал расположен  в центре второго этажа. Спальня в проекте архитектора — связующее звено между  мужским и женским кабинетами. При оформлении этого зала архитектор использовал элементы стиля «рококо». Окна выходят на большой, некогда открытый балкон с колоннами. Интерьер спальни оформлен как комната отдыха.  Гостиный гарнитур выполнен по заказу царской семьи в 60-е г.г. XIX в. в мастерской известного мебельщика Г. Гамбса. В глубине ниши – копия с картины Рафаэло Санти (Рафаэля) «Мадонна в кресле». Декоративные панно органично вписались в интерьер зала. Они были созданы  Адольфом Шарлеманем в духе галантных сцен 18 в. для царского дворца в Ореанде.

Рядом  расположен кабинет Императрицы, куда Вы можете пройти после осмотра спальни. Декор кабинета выполнен в стиле классицизма. Прямоугольные плоскости стен акцентированы невысоким рельефным багетом.

В центре восточной стены расположен камин  темно-коричневого мрамора с  парными жирандолями (подсвечниками). В экспозиции представлен мебельный гарнитур XVIII в. работы русских мастеров. На тумбах — подставках  — парные  декоративные вазы из фарфора XIX в. -изделия  фарфоровой мануфактуры г. Мейсона (Германия).
В кабинете размещены живописные портреты членов семьи императора Павла I. Это прекрасно исполненные копии конца XVIII-нач. XIX в.в. с картин кисти Александра Рослина, А. Ризенера, Джорджа Доу.
В отделке  верхнего вестибюля этого зала заметен синтез различных архитектурных стилей. Элементы входящего в то время в моду стиля «модерн» прослеживаются в лепной розетте потолка, в оформлении тамбура. Зеркало с консолью и вешалка – необходимые атрибуты прихожих. Привлекает внимание встроенная дубовая вешалка. В ее отделке использована глубокая резьба и выжигание.