Баннер: Правительство Республики Крым Баннер: Министерство культуры Республики Крым Баннер: Минкультуры России Баннер: Культура.РФ Баннер: Карта гостя Крыма и Севастополя Баннер: Год театра Баннер: «XXIX Всемирная зимняя универсиада»
MENUMENU

В истории русского паркостроения Алупкинский парк занимает видное место как интересный пример комплексного решения большого ансамбля в условиях юга. Он создавался с учетом рельефа, климата, местной растительности, при максимальном освоении классических образцов садово-паркового искусства.
Дворец графа Воронцова, превращенный ныне в музей, был построен в духе английской готики, а вход во дворец с южной стороны был  оформлен в мавританском стиле. Парк строился одновременно с дворцом крепостными под руководством талантливого немецкого садовника Карла Кебаха.
Для строительства зданий применяли местную породу магматического происхождения, известную под названием диабаза. Благодаря этому дворец как бы сливается с окружающим ландшафтом, с виднеющимися вдали вершинами Крымского хребта и со скалами, громоздящимися по склонам гор и на берегу моря (фото 1,2). Он как бы вырастает из недр самой земли и гармонично сочетается с вечнозелеными деревьями парка – кипарисами, соснами, кедрами и т. п.
1
2
Фото 1 и 2. Общий вид дворца со стороны моря
Территория, расположенная непосредственно перед южным фасадом дворца, решена террасообразно, а вся остальная территория между дворцом и морем, а также к северу, в сторону гор, трактована живописью, т.е. как ландшафтный парк. <…>
На фото 3 показан монументальный вход во дворец с западной стороны. Две мощные сторожевые башни, увенчанные зубцами, покрыты почти сплошь вьющимися растениями (плющ).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото 3. Вход во дворец с западной стороны
Портал, ведущий к узкому проходу между зданиями (фото 4,5) решен менее строго. <…>
5
Фото 4. Шуваловский проезд (внутренний проход дворца с западной стороны)
4
Фото 5. Шуваловский проезд (внутренний проход дворца с западной стороны)
Мы уже говорили об органической связи дворца с ландшафтом. Такая же связь наблюдается между дворцом и парком: очертания террас подобны очертаниям южного фасада дворца, а план в целом продиктован условиями рельефа. <…>
Контуры всех трех террас аналогичны контуру южного фасада, а главные декоративные элементы сада – фонтаны, скульптуры, вазы и скамьи – белизной мрамора удачно сочетаются с монументальным порталом входа, с яркой окраской зелени, обвивающей столбы и стены восточной и западной веранд (фото 6, 7, 8, 9). <…>
6
Фото 6. Вид южных террас со стороны моря
7
Фото 7. Мраморный фонтан, расположенный слева от южного фасада дворца8
Фото 8. Мраморный фонтан, расположенный справа от южного фасада дворца
Два мраморных фонтана симметрично расположены в центре каждого партера (фото 7,8). Фонтан состоит из двух плоских бассейнов (контуры их волнисты) и центрального стержня, поддерживающего три чаши, постепенно сужающиеся кверху. Последняя из них подобна волшебному растению с цветами лотоса. Рисунок края чаш фонтанов хорошо сочетается с рисунком обрамления портала (фото 7).
Силуэт фонтана чрезвычайно изящен и эффектен. <…>
Очень хороши мраморные скамьи (по две с каждой стороны площадки) с удачным оформлением из стриженого буксуса. Этот последний настолько возвышается над скамьями, что образует своего рода спинку. Контраст между буксусом и мрамором исключительно эффектен (фото 9). <…>
DSC_0005
DSC_0002
Фото 9. Скамьи на террасе перед южным фасадом
Главным украшением являются символические львы, расположенные по обеим сторонам лестницы. Особенно хорош нижний, «спящий» лев (фото 10) работы итальянского скульптора Бонани. Он спит, положив морду на скрещенные лапы.
11
Фото 10. Спящий лев
Второй лев, «просыпающийся», расположенный наверху лестницы, зорко вглядывается вдаль и, несмотря на свою полулежачую позу, готов каждую минуту к прыжку (фото 11).11DSC_0025
Фото 11. Скульптура просыпающегося льва в начале лестницы
Третий лев, у самого портала входа во дворец, давно бодрствует, грозно раскрыв пасть и победоносно держа под лапой шар – символ его владычества (фото 12). Становится ясным замысел всей композиции: дворец поднимается над морем среди скал, подобно крепости, а грозные львы сторожат эту неприступную крепость.12
DSC_0029
Фото 12. Бодрствующий лев
Спустившись по лестнице на вторую террасу, мы попадаем на аллею. <…> Аллея ведет с западной стороны на территорию нижнего парка, а с восточной стороны – к расположенной на том же уровне площадке перед корпусом библиотеки. В центре площадки (фото 13) – небольшой фонтанчик из двух чаш, подобных чашам верхних фонтанов, но без их великолепного завершения и с квадратным бассейном.133
Фото 13. Фонтанчик из двух чаш
Лучшим украшением площадки является «фонтан слез» (фото 14), расположенный в стене, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки, – изящное сооружение, по идее повторяющее Бахчисарайский фонтан.IMG_256213138
Фото 14. «Фонтан слез» на второй террасе
Вставленный в нишу фонтанчик замечателен и по масштабу миниатюрных чаш, и по тончайшей, ювелирной обработке деталей.  Площадка, на которой находится фонтан, ограничена с запада очень высокой подпорной стеной первой террасы, почти целиком увитой плющом (что способствует оптическому уменьшению размеров площадки), с северной стороны – стеной террасы, соединяющей дворец со зданием библиотеки, и с востока – библиотекой. Таким образом, площадка открыта лишь в сторону моря, и в этом почти замкнутом пространстве чрезвычайно удачно расположен фонтан. Контраст усиливает рельефность деталей фонтана по сравнению с гладью стены.Стенной фонтан украшен изящными, тончайшими колонками из белого и черного мрамора и рядом чашечек; вода, вытекая из стены, переливается по каплям из одной чаши в другую, пока не выливается, наконец, в миниатюрный бассейн, расстилающийся у подножия этой богато обработанной вертикальной плиты. <…>
Прием замкнутой композиции наблюдается и в других местах. Так, например, спустившись по лестнице около корпуса библиотеки, мы очутимся на замкнутой площадке, где на фоне фантастического пейзажа – замка, скал и деревьев, расположен фонтан, показанный на фото 15. Он также помещен у стены. Главным украшением этого фонтана служит великолепный барочный горельеф с амурами. Из барельефа вода вытекает в бассейн – саркофаг.14 IMG_5178
Фото 15. Фонтан в стене на третьей террасе
<…>Верхний, пейзажный парк украшен рядом искусственных водоемов и небольших водопадов. <…>
Главным украшением верхнего парка служат прекрасные деревья, растущие в одиночку или группами, и обширные лужайки. Этим Алупкинский парк отличается от русских парков средней полосы, где главным декоративным элементом являются естественные водоемы, а лужайки имеют второстепенное значение. Посадка деревьев в одиночку в русских парках также мало распространена; обычно там преобладают рощи и групповые посадки.
Оригинальным приемом, использованным в Алупкинском парке, является использование диких скал («хаоса») как декоративного элемента парка. Они необычайно способствуют впечатлению естественности, особенно при сочетании с местными породами: крымской сосной и другими деревьями, привычными, как и кипарисы, для пейзажа Крыма. Поднявшись от Алупки в горы, на каждом шагу встречаешь группы сосен с разбросанными в хаотическом порядке глыбами камней.  <…>
Поверхность полян – иногда ровная, иногда покатая; на них очень эффектно выделяются великолепные деревья самых различных пород. Хорошим примером групповой посадки в сочетании с большой поляной является группа (ливанский кедр и итальянская сосна), показанная на фото 16 и 17. <…>16
Фото 16. Сосна итальянская в верхнем парке
2014819092226
Фото 17. Ливанский кедр в верхнем парке
С редкими дендрологическими экземплярами можно ознакомиться в деталях: так, например, ливанский кедр, показанный на фото 17, своими характерными простирающимися в одной плоскости широкими ветвями покрывает значительную часть лужайки и проходящую вблизи аллею.
Редчайшими экземплярами изобилует и нижний парк. В отличие от верхнего, ограниченного с западной стороны, нижний парк тянется к востоку и западу от дворца. В западной части имеется пальмовая аллея (фото 18), что чрезвычайно ценно, так как пальмы редко встречаются в Крыму. <…>18

Фото 18. Аллея пальм в нижнем парке
Алупкинский парк очень богат по видовому составу своей растительности: в нем собрано около 200 видов древесных пород, среди которых имеются и очень редкие растения.
Возраст насаждений – в основном 90-110 лет, разбивка парка была закончена в 1834 году, но имеются и небольшие посадки более позднего времени.
Условия произростания растений в парке очень благоприятны, особенно в центральной части между двумя балками и в верхней части, благодаря наличию нескольких источников и хорошим почвенно-грунтовым условиям.<…>
В Алупкинском парке достигнуто весьма ценное сочетание архитектурно-планировочной композиции с богатым ассортиментом местных и экзотических пород. <…>

По статье Колесникова А.И. «Алупкинский парк», – Архитектура парков Кавказа и Крыма. – Гос. Арх. Изд-во, Москва, 1949 г.