Menu

Посетители нашего сайта могут познакомиться с Интернет-выставкой
«Фарфоровая кладовая», где представлены произведения из собрания ГБУ РК
«Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник». Редкие произведения
фарфора, а также изделия массовой продукции было принято украшать
растительными мотивами, исполненными в разных техниках, которые преобладали
в декоре изделий.
Уже в 1730-е годы на Мейсенской фарфоровой мануфактуре изготавливались
предметы, украшенные росписью, рисунки которой надолго закрепились в
производстве: «Луковичный узор» («Zwiebelmuster»), «Сухоцвет»
(«Strohblumenmuster»), «Красный дракон» («Ming Drache») и другие. Многие старые
декоры Мейсена и их интерпретации украшают современные фарфоровые изделия
европейских мануфактур.
Рассмотрим часто повторяемые декоры с растительными мотивами,
украшающие произведения из собрания ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый
музей-заповедник».
Устойчивый, неоднократно повторяемый декор, имеют изделия Мейсенской
фарфоровой мануфактуры. Одним из редких произведений является глубокое блюдо
с орнаментом «рельеф Брюля», росписью на зеркале и по борту c изображением
цветов и корнеплодов. Блюдо аналогично предметам из сервиза «Всякая всячина
Брюля» («Bruhl’sches Allerlei»), который был создан для первого министра польско-
саксонского двора Августа III Генриха фон Брюля (Heinrich von Bruhl, 1700-1763) в
1742-46 гг. по модели И. Ф. Эберлейна (1696-1749). Специально для изготовления
этого сервиза было закуплено издание Иоганна Вильгельма Вайманна (Johann
Wilhelm Weinmamm, 1683-1741) «Phitantosa Iconographia» (1737-1745), по которому
выполнялась роспись для этого сервиза. Существовали и другие издания с
изображением растений и натуралий. «Рельеф Брюля» — название рельефного
орнамента, идущего по борту блюда, в который включены элементы плетенки,
растительные завитки, чередующиеся с цветочной полихромной росписью. «Рельеф
Брюля» часто повторялся с различными вариациями полихромной росписи.
Цветочные мотивы старых декоров Мейсена были воспроизведены в сервизах,
изготовленных в 1930-40- е годы (имеют марки 1934-45 гг. и 1945-47 гг.).
Сервиз «Розовая роза» декорирован изображением розы с бутоном,
написанной яркой розовой краской и рельефным растительным орнаментом,
известным под названием «Марсель». Этот рельефный декор был воплощен на
мануфактуре в 1740-е г. В его основу лег рельефный орнамент из гирлянд цветов
«Цветы Гоцковского», названный в честь берлинского купца, комиссионера
Фридриха II, основателя шелковой фабрики и фарфорового завода в Берлине
Иоганна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710-1775). Знаменитый
«Андреевский сервиз» тоже украшает рельефный орнамент «Цветы Гоцковского».
Гирлянды распустившихся цветов рельефа «Марсель» дополняют шесть рогов
изобилия, которые были навеяны росписью руанского фаянса (decor a la corne).
Декор «Марсель» украшал борт блюд из «Зеленого сервиза Ватто», зеркало которых
было украшено росписью с изображением картин Жана Антуана Ватто. В
настоящее время Мейсенская мануфактура использует этот декор с названием
«Новый Марсель».
Изображение «Розовая роза» для росписи было исполнено по гравюре с
изображением столепестковой розы (роза центифолия, Rosier a sent Feuiller) из
издания французского натуралиста и художника Жана Сент-Илера (Jean Henri Jaume
Saint-Hilaire, 1772-1845) «Растения Франции» (“Plantes de la France decrites et peintes
d`après nature”), которое было опубликовано в Париже в 1820-е годы. Для
иллюстрирования издания был привлечен художник и ботаник Пьер Жозеф Редуте
(Pierre-Jоseph Redoute, 1759-1840), которого называли «Рафаэлем цветов». Он
родился в Люксембурге, работал в ботанических садах, служил художником при
Королевском Кабинете Марии-Антуанетты, зарисовывал розарий в саду Мальмезон
Жозефины Бонапарт. Работы Редуте известны по нескольким изданиям, самым
блестящим из которых признано «Choix des plus belles Fleures». По рисункам Редуте
также расписывали фарфор на французских и русских мануфактурах.

Предметы из «Сервиза с цветами» (или «Сервиз с разбросанными цветами»
(«Scattered flowers») украшены многочисленными разнообразными цветочками и
рельефным орнаментом в виде плетенки, известным под названием «Старый озье»
(применяется в Мейсене с 1740-х годов). Фигурный хваток крышки терины
моделирован в виде путти с рогом изобилия, из которого высыпаются цветы и
плоды. На изделиях Венской фарфоровой мануфактуры этот декор был отмечен в
«Книге заказов Венской фарфоровой фабрики» 1790 года издания. На современной
продукции Венской мануфактуры декор известен под названием «Бидермейер».
Английские керамисты в декор своих изделий с использованием цветочных
мотивов вкладывали особый смысл.
Простой, но нежный и изящный рисунок зеленого цвета в виде гирлянд цветов
украшает борт тарелок, исполненных на мануфактуре «Риджуэйз» в период 1905-
1920 гг., о чем свидетельствует фабричное клеймо. Рисунок имеет название
«Чизик», он был очень известен и распространен. Предметы с декором «Чизик»
синего или зеленого цветов составляли столовые сервизы. Чизик-Хаус (Chiswick
House) – известный памятник архитектуры и садово-паркового искусства Лондона.
Эта «палладианская» вилла была построена в 1729 г. для Ричарда Бойла, третьего
графа Берлингтона (1694-1753), в ней размещалась его коллекция произведений
искусства. Знаток итальянской архитектуры и поклонник искусства, Берлингтон
сам составил проект для виллы, а архитектор Уильям Кент (1685-1748) руководил
созданием дворцово-паркового ансамбля. Парк был знаменит своей оранжереей, где
выращивали экзотические фрукты и камелии. В 1897 г. во время празднования 60-
летия правления королевы Виктории (Брильянтовый юбилей) с Главных ворот парка
были сняты скульптуры сфинксов и перенесены в Грин-парк. Примерно в эти годы
появляется посуда с декором «Чизик», а также «Девоншир» и «Берлингтон»,
названные в честь владельцев Чизик-Хаус и напоминающие о растениях и
декоративной отделке этого ансамбля.
Изделие фабрики Роберта Хейрона в Керколди (Шотландия) «Изделия Уимс»
(«Wemyss ware») – декоративная фигура «Поросенок». Фигура украшена
полихромной росписью с изображением роз с бутонами среди зеленой листвы под
названием «cabbage rose» (столепестковая роза, центифолия). Яркий рисунок с
изображением роз украшал не только декоративные фигуры поросят и кошек,
которые изготавливала фабрика, а также посуду и домашнюю утварь (канделябры).
Автором декора «cabbage rose» являлся главный живописец фабрики Карел
Некола, который переехал из Богемии.
Растительный декор широко применялся и повторялся в росписи фарфора, а
рисунки Мейсенской фарфоровой мануфактуры 1730-40- х годов стали образцами
для подражания и неоднократного повторения.

О.А. Васильева
старший научный сотрудник

Рубрики: Новости, Рубрики